Избранное сообщение

Пост-навигатор: как получить больше пользы

ПРО ЧТО БЛОГ ● ТРИ ЛУЧШИЕ ПОСТА ● ГДЕ СКАЧАТЬ ЧЕК-ЛИСТЫ ● УЧЕБНЫЕ ВИДЕО ● СТАТЬИ ПО МЕНЕДЖМЕНТУ ● КАК СДЕЛАТЬ ДИАГНОСТИКУ КОМПАНИИ ...

пятница, 24 августа 2018 г.

Амстердам: итого

...Однако я так и не подвела итоги своего обучения в Амстердаме. Краткое содержание предыдущих серий: конец июня - июль я провела, учась в Universiteit van Amsterdam на короткой летней post-graduate программе под странным названием "Living in cities" - смесь социологии, урбанистики, антропологии, транспортного планирования, комьюнити менеджмента, ̶у̶г̶а̶р̶а̶ ̶и̶ ̶а̶д̶а̶.̶ Посты по хештэгу #ученьесветкофешоптьма, - в кофе-шопы я правда почти не ходила, - так, в секс-шопы иногда, а ещё чаще, на самом деле, в аргентинские мясные кафешки и магазины сыра, - но, впрочем, всё это отношения к делу не имеет. Попробую по существу.

1. Мне, как преподавателю бизнес-школы, очень хотелось посмотреть на европейских преподавателей. Я уже училась в других странах, - в школе в Америке, помню плохо, позже - в Германии, тоже не до того было, и вот теперь в Голландии наблюдений получилось больше.

Заметки первой недели подтвердились наблюдениями следующих трёх: по-настоящему хороших профессоров мало, но средний уровень преподавания гораздо выше. За счёт чего?

Коммуникативные навыки. Все очень открытые, на расслабоне, красивые презентации, много современных исследовательских данных, много отсылок к знаниевой матчасти, много reading'а, который просят сделать перед лекцией или после, - отсебятины мало, что для меня, скорее, минус, потому что тех профессоров, которых я записала в "хорошие", я записала туда именно за интерпретационную, рефлексивную, интересную, качественную отсебятину: сторителлинг из опыта, раскрытие кухни своих проектов. Потому что для меня хороший профессор - это не просто человек, который больше всех знает по проблеме, - мне понимание некоторых принципов интересно, заменяющее знание многих фактов.

Но ок. Нормальное распределение по Парето, сделанное на в принципе очень качественном участке числового ряда. Таких чебурашек, как я в России видела иногда, - чтоб человек два часа курился цитатами из книжек типа "Секреты продаж Остапа Бендера" или просто бредил и бухтел, - таких вот не было. Никто не пытался "взять харизмой" при том, что с харизмой у них всё было сильно лучше.

Организация - хорошая. Не "отличная", бывали моменты, но, в целом, это совершенно приличный такой клиентский сервис. Площадка великолепная. Методология преподавания в программе - средняя. Если бы меня вдруг кто попросил сделать её аудит/апгрейд, я бы десятка два внесла предложений по добавлению интерактива, творчества, структурирования, логических прошивок, самостоятельных заданий и пр., но это, возможно, не потому, что они слабаки, а потому, что я - упоротая.

2. Мне, как специалисту по менеджменту, - а менеджмент это мета-наука, очень сильно вросшая-выросшая в/из историю, культурологию, социологию, экономику и др., - было очень интересно узнать, что общего/различного есть в управлении предприятиями и городами.

Подтвердилась моя гипотеза, что общее, - на корневом уровне, - почти всё. Как хорошая современная система менеджмента, на мой взгляд, обязана стоять одной ногой на ценностях школы научного управления (которых люди, к сожалению, совсем не знают и не понимают), а другой ногой - на культурных средах, поощряющих инновации и творчество, - так и концепция современного города стоит одной ногой, всё же, на представлении о городе как о рациональной экономической машине для генерации благ, а другой ногой, разумеется, на балете улиц Джейн Джекобс, "городе как фабрике впечатлений" и вот это всё. Синтез. Композит. Нет в 21 веке несинтетических концепций, закончились.

Абсолютно одинаково огромное значение также для города и корпорации имеет поощрение так называемых "слабых связей", - непредсказуемых случайных знакомств вне привычного круга общения. Социолог Марк Грановеттер говорит: информация, которую вы получаете через "сильные связи", то есть, от родственников-друзей-соратников, мало отличается от той информации, которой вы уже обладаете, а информация, полученная через "слабые связи", не укладывается в шаблон, то есть, обогащает. Corporate knowledge management говорит то же самое: создавайте максимально внезапные форматы горизонтальной социализации, так приходит латеральность и множится знание. Тайна велика сия есть, всё единое сущее. Я была права.

Какие ещё lessons learned показались мне подходящими для заимствования?

- Вот как урбанистов учат делать аудит городских объектов, так бы корпоративных специалистов по обучению и коммуникациям делать аудит обучающих/коммуникационных сред учили. Зелени достаточно? Дорога удобная? А выход к дороге? Автобус хорошо видно? А интуитивно понятно, какой возможно сделать транспортный транзит с автобуса - метро, поезд, трамвай? А посидеть? А защита от дождя и солнца? А чувство безопасности? А что транслирует сообщение об уникальной городской идентичности? ̶А̶ ̶а̶л̶к̶о̶г̶о̶л̶и̶к̶ ̶у̶ ̶м̶а̶г̶а̶з̶и̶н̶а̶ ̶л̶е̶ж̶и̶т̶?̶

У урбанистов как будто в базовую комплектацию входит умение делать customer journey mapping, - может потому что оно mapping, фиг его знает, - маркетологам такого умения хотя бы на треть, - между нами, девочками, в России всё-таки до сих пор многие называющие себя маркетологами это верстальщики полиграфии.

И ещё вот это пристальное внимание к изучению, появляется ли у людей с городом чувство being in touch, - belonging, - вот про belonging городу мы говорили довольно много, менеджерам тоже было бы невредно столько про belonging сотрудников (или клиентов) компаниям говорить. И если позаимствовать у урбанистов важный вопрос "How this place functions?" - применительно ко всем "плейсам" корпоративной инфраструктуры будет полезно. И понятие quaity of space. И определение smooth применительно к place, - вот как это переведёшь? Приятный, понятный, глааденький, easy-going. Короче, если топ-менеджеры корпораций будут рассуждать о них как урбанисты - о городах, будет очень здорово.

- Городское управление всегда знает, кто для них где desirable и undesirable. Мыслит кластерами. Левит же, по-моему, сказал, что, если вы не мыслите сегментами, вы не мыслите, - вот они мыслят. А менеджеры компаний, HR-ы или начитавшиеся бирюзовых книжек гендиры, часто нет. "Людям должно быть хорошо" - каким людям? Всем людям? Давайте с улицы пригласим людей и нальём им вина, пусть им будет хорошо. Хорошо должно быть определённым людям - полезным. О существе полезности в данное время в данном месте тоже надо разговаривать, как можно более точно его определять. У нас на программе, например, вообще никто не говорил people - говорили low-income people или high-income people или middle-income people. Потому что только в контексте того, какие пипл, понятно, какая тактика и стратегия и что вообще происходит.

- У города давно уже выделяют для анализа и моделирования не только landscape, но и sensescape, smellscape, touchsсape, soundscape, tastescape, и я поняла, что я не сумасшедшая, что у меня за эти годы абсолютно такое же послойное восприятие зрелости компаний развилось, - скейпами организации информации, организации навигации в коммуникациях, корпоративной риторики, - вот это надо анализировать отдельно, чтобы потом в синтезе получалась суперпозиция, конгруэнтность.

Это как-то так, сходу. Я думаю, по кускам из меня теперь всё время будет вылезать.
В целом, у меня чувство, что я не то чтобы узнала что-то сильно новое, но что то, что было у меня в голове эскизом и скетчем, стало каким-то абсолютно восьмидэшным, органическим, запереливалось и проросло.
И оно, как бы, безусловно, того стоило.


Комменты

Комментариев нет:

Отправить комментарий