Избранное сообщение

Пост-навигатор: как получить больше пользы

ПРО ЧТО БЛОГ ● ТРИ ЛУЧШИЕ ПОСТА ● ГДЕ СКАЧАТЬ ЧЕК-ЛИСТЫ ● УЧЕБНЫЕ ВИДЕО ● СТАТЬИ ПО МЕНЕДЖМЕНТУ ● КАК СДЕЛАТЬ ДИАГНОСТИКУ КОМПАНИИ ...

четверг, 23 августа 2018 г.

Го

Совершенно случайно прочла кусок книжки, которая сравнивает стратегическое управление с игрой в го (Древний Китай, 5 тысяч лет назад) - оказалось настолько интересно, что пришлось, чтобы понимать смысл аппроксимаций, хотя бы немного выучиться онлайн самой игре,
и, если кто слышал, как я орала в половине третьего ночи "Сволочь!!" - то это было компьютеру.

Как будто неплохая книжка, я заказала, если понравится, расскажу подробнее. А пока одна только мысль, которая меня зацепила. Вот все, кто был на моих рабочих сессиях и лекциях, все, кто читал мою книжку "Менеджер трансформации", знают, как сильно мне нравится предложенная в девяностых концепция одновременного наращивания "economic value" и "organization capability", - авторы Бир и Нориа, Гарвард, девяностые, - вот здесь похожая история.

Играя в го, ты должен одновременно захватывать своими камнями как можно больше пространства на доске, но при этом строить между ними достаточно крепкие и гибкие связи.
Захватил много пространства, связи не построил - тебя противник аккуратно нарезал на ломти и выпотрошил их по одному.
Строишь хорошие, прочные связки, но занимаешь мало места на доске - well, может быть, так можно проиграть с маленьким счётом или вывести в ничью, но выиграть, т.е. забрать камни противника, так невозможно совершенно точно.

Насколько же важные законы - общие для всех жизненных сфер, представляете?

Знаем мы компании, которые рвали, хапали себе как можно больше рыночного пространства, и это оказалось хорошей стратегией, несмотря на совсем слабую организационную начинку, - все эти процессы, функции, коммуникации, управление качеством и др.?
Знаем, конечно.
На новеньких рынках или с эксклюзивным доступом к ресурсам.

...А знаем мы компании, которые рвали, хапали себе как можно больше рыночного пространства, не занимаясь внутренним качественным ничем, и это оказалось плохой стратегией, и подкосились глиняные ножки под неподъёмными костами, высокой долговой нагрузкой и репутационными потерями?
Знаем, конечно.
Чуть уникальность торгового предложения просела - некачественная организационная начинка сразу потянула вниз.

...А знаем мы компании, которые аккуратно и хорошо и складно связички все внутренние, процессные, причинно-следственные, простроили, а рынок им говорит - это всё, конечно, очень мило, но, пока вы строили связи, почту, телефон и телеграф захватил Вася?

Я, кстати, таких знаю меньше, - ну, у нас специфика национальная и исторического периода, это понятно.
Но в играх деловых такое вижу постоянно: команда Б всё выполнила по правильным правилам, - эффективно, но не продуктивно, - а команда А тупо нарубила столько результата, что хватило все штрафы за нарушение всех правил заплатить и ещё занять первое место.

...Ну и, конечно, компании, которые делают шаг левой ножкой - экспансия, шаг правой ножкой - связьки и качество, - и так по лесенке взбираются, - мы таких почти не знаем.
Я пытаюсь помогать компаниям быть именно такими.
Кое-что получается.

...Да что только о компаниях, можно и с личными человеческими стратегиями, к примеру, образовательными сравнить, - знаете таких людей, которые на сто разных семинаров-вебинаров ходят одновременно, - и маркетинг, и польский язык, и кружок по фото, - всё это очень здорово, но ни к какой принципиальной прокачке не приводит, потому что ни в какую логичную армирующую матрицу не интегрируется? - знаете? - знаете,

и таких, которые вроде соображают, вроде с хорошими нейронными цепочками, но цепочки эти сидят тихо, не захватывают клешнями никакое новое предметное содержание? - знаете? - тоже знаете, -

и вот ни одни, ни другие на самом деле не так чтобы становятся совсем умные. Экспансия + интеграция нужна. По одиночке бессмысленно.

О том и речь.

И вот это всё, оказывается, - какие Бир и Нориа, какие девяностые, - очень чётко рефлексируется в древнекитайском го.
А, впрочем, так же и в шахматах (Индия, 6 век н.э.), и много где ещё, наверное.

Всё.
С сэнте, ацуми и фурикавари разберёмся позже.

Комментариев нет:

Отправить комментарий