Избранное сообщение

Пост-навигатор: как получить больше пользы

ПРО ЧТО БЛОГ ● ТРИ ЛУЧШИЕ ПОСТА ● ГДЕ СКАЧАТЬ ЧЕК-ЛИСТЫ ● УЧЕБНЫЕ ВИДЕО ● СТАТЬИ ПО МЕНЕДЖМЕНТУ ● КАК СДЕЛАТЬ ДИАГНОСТИКУ КОМПАНИИ ...

суббота, 23 сентября 2017 г.

Анализ реновационной риторики

Вообще, конечно, текущие времена очень интересно изучать с точки зрения манипулятивной риторики: посмотрим, как специалисты, - и, кстати, неплохие, - работают в сети со смыслами слова "реновация"?

Глобально инструмента всего три:

1) исключённое среднее или "выбор без выбора";
2) предложение ложной (неприятной) самоидентификации;
3) подмена тезиса, 

- и дальше комбинации и нюансы.

1. "Выступающие против реновации считают, что люди должны жить в трущобах!" - а? Каково?

Вот это и есть исключённое среднее, - "если не А,то Б", - как будто нет ещё, как минимум, тридцать одной буквы алфавита, латиницы, арабских и римских цифр и проч.

Из этой же серии:
- Не принимающие ванну считают, что нужно быть грязными! (а вы принимаете душ).
- Вы не хотите лечиться? Вы хотите умереть? (а вы лечиться хотите, умереть не хотите, но конкретный доктор кажется вам дурачком, поэтому вы хотите уйти).
- Противодействуя Петрову, вы ставите крест на инновационных амбициях нашей фирмы! (а вы - за инновации, просто проект Петрова - чухня). 

2. "Почему лидеры оппозиции не хотят, чтобы людям дали комфортабельное жильё?!"

Снова исключённое среднее: если вы против предложенного проекта реновации, то вы "не хотите, чтобы людям дали комфортабельное жильё", и что же вы, спрашивается, за гады?!

Плюс, добавляется второй максимально эффективный приём - предложение ложной идентификации: если вы "против реновации", то вы - "оппозиционер", и, если вы таковым себя считать не хотите категорически, - имеете право, - то, блин, конечно, надо от этой идеи, - быть "против реновации", - побыстрее подальше отойти.

Похожий пример:

- Тётьки из бухгалтерии требуют индексации зарплаты потому, что они глупые, ленивые и не предприниматели!

Вот и что тебе делать, если ты сам бы, наверное, считал, что зарплату индексировать надо, но тётьки из бухгалтерии - правда не предприниматели, глупые и ленивые, и состоять с ними в одном комьюнити, - пусть даже в локальном комьюнити по вопросу индексации, - ты не хочешь.

3. "А вам нравится ваш обоссанный подъезд? Неработающий лифт? Гнильё и гадость? Неужели родной барак с алкашами лучше современного жилья с большими детскими площадками?!"

Старая добрая классика - предложение мерзкой самоидентификации.

Вам, - выступающему, к примеру, как вы считаете, против непрозрачности и отсутствия гарантий изменений не к худшему, - предложено идентифицироваться с человеком, которому нравятся "обоссанные подъезды", "бараки" и "алкаши", и не нравятся "большие детские площадки" - вы только подумайте, детские!!

...То есть, с одной стороны к вам тянут лапищи вонючие алкаши, а с другой - наполняются слезами глазёнки не имеющих места для игр ребятишек! Ну и куда вы, как?

Это снова было исключённое среднее, "выбор без выбора", ложная дихотомия, плюс, плавная подмена объекта: грязно или чистенько? Пьяницы или нормальные соседи? Нет места для игр или детские площадки? Пятиэтажки или реновация?

4. "А а вы бы поменяли бесплатно свою квартиру на новую, которая больше, чище, светлее и находится в вашем же районе?"

Ну, о чём тут говорить. Конечно, вы бы поменяли.

Тут дело частично в исключённых факторах, инфраструктуре и плотности, - как, если исключить некоторые факторы, можно было бы спросить "А вы бы хотели перестать нервничать, беспокоиться по пустякам и тревожиться о будущем?" про эвтаназию и "А вы бы хотели бесплатное трёхразовое питание?" про психушку, -

но ещё и снова в подмене.
Помните детский прикол, как доказать, что дважды два будет пять?
2х2 = 4, 4:4 = 1, 5:5 = 1, 1=1, 2х2 = 5, "поменять бесплатно свою квартиру на новую, которая больше, чище, светлее и находится в вашем же районе" = "реновация".

Ну маленькой фигнюшки не хватает - документов.
̶Ч̶т̶о̶ ̶ж̶е̶ ̶к̶а̶с̶а̶е̶т̶с̶я̶ ̶д̶в̶а̶ж̶д̶ы̶ ̶д̶в̶у̶х̶,̶ ̶т̶а̶к̶ ̶я̶ ̶в̶о̶о̶б̶щ̶е̶ ̶н̶е̶ ̶п̶о̶н̶и̶м̶а̶ю̶,̶ ̶ч̶т̶о̶ ̶т̶а̶м̶ ̶н̶е̶п̶р̶а̶в̶и̶л̶ь̶н̶о̶.̶ ̶

Здесь же есть вариация "Предыдущий мэр, - москвич, - проворовался! Его косяки исправляет уроженец Тюмени!" - слушайте, вот я серьёзно. Тот, кто это придумал, - это очень неглупый человек, работу которого обязательно нужно изучать.
Одним простым предложением он:
а) мягко подменяет позицию "против Лужкова" позицией "за Собянина",
б) выдаёт конфету всем приезжим в Москве, - а их около 70 процентов, - выстраивая метасобщение "а регионалы круче", и предлагая с образом "успешного регионала" идентифицироваться.

Ай, а москвичей действительно никто не любит...
Ай, а воровать действительно нехорошо...

Качественная манипулятивная риторика всегда построена не на создании новых "волн", а на умелом скольжении на дощечке по мощным гребням уже набравших силу.

5. "Да, я тоже завидую! И хотя умом понимаю, что люди долго жили в плохих условиях, но квартиры, которые им дадут вместо нынешних, не могут не вызвать зависти. И я держу свою зависть при себе! А вы можете порадоваться за других? Давайте лучше порадуемся за людей, которые вот-вот получат хорошее, новое, большое жильё!"

Всё вышеперечисленное: "быть против текущего проекта реновации" = "завидовать"; завидовать - плохо, радоваться - хорошо, не будь гадом; "текущий проект реновации" = "вот-вот получить хорошее, новое, большое жильё".

Всё. Бонус-трек: "...Но ничего, народ - не дурак, потому он за оппозицию и не голосует!"

Я, в общем, рекомендую Чалдини переиздать "Психологию влияния" с включением этого фактурного кейса, - и последнее:
осознавая всё вышесказанное, лично я к группам "За" или "Против" "реновации" присоединяться не буду ̶а̶ ̶ч̶ё̶,̶ ̶т̶а̶к̶ ̶м̶о̶ж̶н̶о̶?̶!̶

Мне претит пренебрежение институтом частной собственности. Но требование чтобы никто ничего никогда не трогал, потому что все привыкли так, мне претит не меньше.

Я за то, чтобы города росли и развивались.
Я за то, чтобы хорошая инфраструктура была не только в центре Москвы (и не только в Москве).
И я НЕ считаю, что все жители города всегда знают, что для города лучше.
Но, я считаю, в любых проектах городских изменений правильно строить диалог с жителями не на фразе "Мы гарантируем" и ролике "Посмотрите, какой красивый дом", а на имеющих законную силу документах.

И ещё, я очень сильно против того, чтобы люди не умели узнавать манипулятивную риторику, где бы с ней не сталкивались, - в газете, в примерочной, в подворотне, в аптеке, в постели, -

собственно, весь пост про то, что нужно, - да, так можно, - разве что ржать над детсадовскими феньками типа "Ты за солнце или за луну? Кто за солнце, тот за пузатого японца, кто за луну, тот за советскую страну!" - вы видите, это классическая комбинация выбора без выбора, подмены тезиса и предложения идентифицироваться с неприятным человеком,

- ржать, но ни в коем случае не позволять им определять своё собственное мнение, так-то.

Комментариев нет:

Отправить комментарий