пятница, 7 апреля 2017 г.

Тренды-бренды-дребеденды

Статью прочла, хорошую, hh-шную, про 7 трендов на рынке HR. С выделением трендов согласна, но тренды ли это дела или болтовни? hh описывает то, что видит, в разрезе "почему это хорошо", - у меня же автоматом опускается призма "почему это ни хрена не поможет".

1. "Масштабный рост на рынке программного обеспечения для HR", - пишет hh. Это правда. И что? Никогда не забуду одну прекрасную невозмутимую женщину, которой предлагалось оснастить компанию программным обеспечением, а она ответила "Вы поймите, у нас каша. У нас в задачах каша, в процессах каша, в голове каша... если мы её автоматизируем, это будет автоматизированная каша..." ...Точно так.

Да, разнообразных digital для HR стало больше, и что?
Поможет ли обилие ложечек тем, у кого кривые ручки?

2. "HR-аналитика — основа принятия управленческих решений", - пишет hh.
Как декларация мне это нравится. Можно даже убрать "HR" из заголовка, - вообще, когда основой принятия решений является в том числе аналитика, это хорошо.

Но примеры, которые приводятся в статье, пугают...
...цитата из Бориса Вольфсона - "...если вы знаете, что из вашей компании люди уходят к конкурентам с повышением должности, это уже сигнал к тому, что ваша система грейдов требует доработки" - вот ни разу не обязательно.
Абсолютно не единственный вывод из "если" в "то".
Этого я и боюсь: на основании аналитики принимать неправильные решения не сильно сложнее, чем без аналитики. Если ручки кривые...

3. "Работа с персоналом приобретает черты сервиса" - там хороший текст. "Компании постепенно уходят от классического понимания B2B или B2C к подходу H2H — human to human" - классная фраза. И вообще - отлично описано то, как должно быть. Но почему это тренд?

Вангую встречно: болтать о том, что работа с персоналом должна приобрести черты сервиса в 2017 году будет так же модно, как и в 12, 13, 14, 15 и 16. Распространится ли реальная сервисная работа с персоналом в большей степени? С чего. Не до того. Да и ручки-то... ручки-то вот они.

4. "Трансформация организационной культуры" - ох, беда. "Работа в кросс-функциональных командах требует совсем другой организации труда и культуры. Во-первых, необходимо особое, открытое пространство, где люди смогут работать вместе, свободно обмениваться информацией, взаимодействовать..." - говорит Марина Починок.

А чего сразу тренд-2017? Чем вам пришедший в нулевых в Россию оупенспейс не "открытое пространство", где люди могут "свободно обмениваться информацией"...? И нет, кстати, в офисной работе большего зла, чем такая система организации труда, - она крайне немногим бизнес-юнитам полезна и очень многим бизнес-юнитам вредна.
Да и "свобода" обмена информацией и взаимодействия ни разу не означает "эффективность" обмена информацией и взаимодействия. Я вам сто кросс-функциональных команд покажу, которые каждый день, "свободно обмениваясь информацией", производят ничто из ничто для ничто и вполне себе несчастны.

Почитаем ещё: "...вызовом станет другая культура, где командный результат будет важнее «погон и статуса», где основой взаимодействия являются доверие, открытость, умение признать ошибку, а также большая ответственность, самомотивация и стремление к результату. Ведь командам придется принимать самые различные решения вместе..."

Та же фигня, что и в пункте 3: это прекрасно, что вы об этом мечтаете. У меня тоже есть такая мечта. Но с чего это "тренд" в реальности?
Я лично считаю, что будет по-другому: компании будут продолжать жить двумя параллельными жизнями, когда на люди жену выводят в красивом платье и целуют ей руку, - читай, на конференциях да собраниях говорят про доверие и команду, - а вечером, за закрытыми дверями, ставят ей фингалы, - читай, элементарно плохо управляют, и срывают на сотрудниках зло, и хули, что тренд.

Ну и коротенечко -

5. "Переход от эффективного найма к управлению талантами" - переход от светлого будущего к мегасветлому.
Как аргумент приводят "среднее количество часов обучения на штатную единицу численности растет" - не смешно, -
6. "Запрос на высококвалифицированных HR-менеджеров и HRD" - это, как говорит Марина Михайловна, ваши влажные мечты, ну или "съесть-то он съест, но кто же ему даст?" -
и 7. "Возрождение HR-брендинга" - ну вот опять.

Я тоже очень, очень хочу, чтобы по улицам ходили сказочные зверюшки, но я же не пишу о том, что это - "тренд".

Теперь добро пожаловать в альтернативный трендвотчинг:
на самом деле, конечно, в реальности в среднем ничего не изменится. Толковых HRов как и толковых всех будет становиться меньше, - естественная убыль.
HR как функция будет продолжать привлекать своей кажущейся доступностью женщин с плохим гуманитарным образованием и дурным характером, в какой digital ты её не наряди.
Топ-менеджеров, понимающих, что качество управления в компании зависит не от HR, не станет больше, - откуда? Каша в их голове, пополняясь новыми agile'ами, будет продолжать аппетитно всхлюпывать, лакуны при этом - не заполняться.
Посылать девочек на конференцию "побрендировать бренд" станут по-прежнему.
Девочки будут зачитывать, - как там? - "открытость, команда, доверие, работа на результат, самомотивация", - журналисты будут кивать, записывать в блокнот, жирно подчёркивая слово "тренд".

Марина Михайловна заведёт летучую мышь и назовёт её Компетенцией.
В моду вернутся рюши, бохо шик и рукав-фонарик.

Комментариев нет:

Отправить комментарий