пятница, 7 апреля 2017 г.

И за этот тоже.

(откашлялась) ...Спойлер: длинный текст, трудный для понимания, исполненный горечи и сарказма ̶т̶ю̶,̶ ̶н̶у̶ ̶к̶а̶к̶ ̶о̶б̶ы̶ч̶н̶о̶!̶

Комментарии под постом про родителей, которые разрешили своей двенадцатилетней дочери вести блог при условии, что она не делает ошибок, чуть не свели меня с ума: группа товарищей потребовала сдать этих насильников над личностью в ювенальную юстицию 
и оскорбилась так сильно, что ходила мыться.

Товарищи утверждали, что родители унижают ребёнка из зависти (родители всегда так делают), отказывались воспринимать информацию, что девочка родительское условие приняла и сочла разумным (что она может понимать, её личность уже разрушена),
с особым отвращением выплёвывали сквозь зубы слово "правила", - короче, ратовали за свободного творческого ребёнка, который уж как-нибудь сам разберётся, что для него важно, а что - нет.

Я всех успокоила, никого не заблокировала, - даже девочку, которая писала что-то преувеличенно страстное об унижениях и требовала забанить её поскорее. Вы знаете, меня этим не пронять, - у нас тут был человек, который, написав комментарий, что он - "солнышко", потом отредактировал его как "Да пошли вы все", - и, я считаю,
его пока никто не переплюнул.

Ну, ладно.

Ключевая проблема разговора о том,
можно ли детям, как говорится, strongly recommend заниматься чем-то, что им "не нравится" (беру в кавычки потому, что на самом деле невозможно понять, нравится тебе вещь или нет до того, как она начала у тебя получаться, и это я вкратце пересказала весь нижеследующий текст)
или можно ли, напротив, не разрешать им делать то, что им нравится, - в принципе или при невыполнении неких оговоренных правил, - заключается, мне кажется, в непонимании, что воля - это мышца. 


Что мышцы без нагрузок не прокачиваются.
Что никто не умеет с рождения управлять своей нагрузкой сам.

...Вчера закончился мой контракт на диетическое низкокалорийное питание, - это когда с утра тебе привозят большую сумку с лотками с завтраком, обедом, ужином и прочим полдником.
Провайдер молодец: всё очень вкусно.
Но, закончив неделю контракта, я подумала - хорошо и... дорого!
Это того стоит?
Можно приготовить похожую еду дома, - пожалуй, это не будет дешевле: ты не купишь такие же маленькие порции всех ингредиентов, плюс, время - то на то. Можно заказать похожую еду в ресторане, и вот это БУДЕТ дешевле, - раза в три!
Так почему мы всё же пользуемся этими сервисами, - что они продают, еду? Еду с доставкой?

Ничего подобного.

Они продают внешний контроль над волей.
Если я пойду в кафе, - открою сайт, - то там в меню помимо овощного салата я увижу тирамису и жареную картошку.
Если я решу купить продукты, - я пойду в магазин. Там будет красное вино и сыр бри, - немного ведь можно, правда? - и трюфельная шоколадка.

Я плачу за то, что я в принципе НИКУДА НЕ ПОЙДУ.
Я гарантировано удержусь от соблазна в ситуации, в которой я не принимаю решений.

Рассмотрим другой пример, - увы, я забыла название университета; мне в центре инноваций SAP рассказывали, - американский университет. Разработали приложение, с ним можно "заключить сделку": я не буду трогать свой смартфон 10, 20, 40 минут, - вбил время, нажал на старт, и, если выдержал, тебе начислили баллы.
Баллы реально монетизируемы на территории кампуса - на них можно купить булочку или книгу или стрижку.
...Рассмотрим третий пример, - проекты, где оплачиваешь курс чтения книг или английского, и вылетаешь, если раз в день не сдал задание, а денежки - тю-тю.

Ну, хватит.
Про что эти примеры? Про то, как взрослый (!) человек нуждается в костылях для управления своей волей. Он говорит - пацаны, ну блин, ну я реально не могу сам, ну что меня теперь, убивать за это? Давайте как-то я буду пробовать, привыкать, в первый день будет круто, на третий я захочу вас послать, но такое бабло, блин, жалко бросить, на пятый вроде снова как-то полегче, на седьмой стрёмно, но это уже середина проекта, десятый классный, а там уже и дотянули, сдюжили, теперь я знаю, что я могу, я в следующий раз попробую сам, - спасибо, пацаны!

Потому что между "начал делать" и "начало получаться",
- а "получается" это топливо для "продолжать делать",
- есть расстояние, иногда тоскливое, как пустыня Сахара.
И из этой Сахары очень легко катапультироваться: пфф, захотел - и бросил!

Понятно, да?
Так обстоят дела со взрослыми.

С детьми они обстоят... точно так же, только хуже: опыта, как что-то не получалось, но ты себя заставлял, и потом получилось, и ты стал круче, чем был до этого, у детей нет. Его нужно сделать.
Сам ребёнок может получить такой опыт случайно: "Сахара" оказалась не слишком большой, был мощный мотивирующий биологический фактор, - быть круче, чем Петров, понравиться девочке Маше,
- кстати, умные родители/учителя/тренеры изначально ставят задачи, проектируя не слишком большие "Сахары", а, с укреплением волевой мышцы, немного их для адекватной нагрузки растягивая.

Если же случайно опыта такого не получилось и не развилось,
и родители не выступили внешним "костылём", задав некоторую систему правил, - обязанностей, поощрений и штрафов, - и у ребёнка пока нет денег, чтобы купить себе контракт как в примере 3, и понимания ценности денег нет, тю-тю да и не жалко, - то может случиться следующее: ребёнок станет отказываться от любой деятельности, которая оказалась трудна.

Он может навсегда остаться человеком, который плохо читает и понимает прочитанное (вы знаете, такие люди есть).
Он может никогда не преуспеть в изучении иностранного языка, музыке, рисовании, спорте или профессии (вы знаете, такие люди есть).
А ужас ещё и в том, что протяжённость "Сахар" никогда не статичная характеристика, - если "прокачиваешь мышцу", они всё меньше, если мышца хиреет, то и сто метров не пробежишь.
Чтобы добиться чего-то очень малого, - видит человек, - нужно много труда очень большого. Оно того не стоит. Лучше спокойно покурю.

...и когда ему будет сорок лет, и он придёт к вам, и скажет - мама, мама, что мы будем делать, у меня нет зимнего пальта,
ну ладно я, я был маленький идиёт, я говорил, что не хочу учиться, а хочу свободно жить и быть счастливым, - но вы-то, вы, - ну вы же были взрослые люди!

Ладно.
Это я уже загнула.
Не придёт, конечно. Полно людей в сорок лет так и не поняли, зачем себя нужно заставлять, ограничивать и пр.
Придёт, только если рефлексии в течение жизни научится.
Иначе будет девочкам заливать, как он хотел заняться бизнесом, но все козлы.

Резюме.

1. Воля не входит в базовую человеческую комплектацию, её нужно сформировать.

2. В формировании и прокачивании воли человеку помогает сначала внешний родитель, потом - "внутренний". Их функция в том, чтобы И аргументами, И правилами, И сделками с вознаграждением, И помощью закрыть "кассовый разрыв" между мотивацией и результатами - дать "перехватиться".
Когда "бизнес" раскачается, он будет пахать почти без кассового разрыва - новый, на этапе становления, никогда.

3. Свободная "творческая" личность без центра воли занимается чем хочет и сколько хочет с одной краткосрочной целью: быстрее и легче получить кайф. Никаким настоящим творчеством она, конечно, заниматься не сможет, - творчество значит труд, труд значит напряжение воли, - это судьба мышонка, который в блаженстве давит-давит-давит на педальку и погибает, сжигая мозг.

Обычно люди себе и своим детям такой судьбы не хотят, - они хотят им долгой, счастливой, изобильной жизни.
Такая жизнь невозможна без воли, которая не входит в базовую комплектацию, смотри пункт 1.

1 комментарий:

  1. Подскажите, пожалуйста, а как можно в процессе интервью диагностировать наличие/отсутствие воли у сотрудника?

    ОтветитьУдалить