пятница, 7 апреля 2017 г.

Великий Золя

Книжку одну процитирую, написана в 1883 году. Лонгрид лонгридов.

И хочу ещё раз предостеречь от "личных позиций" там, где, прежде чем заиметь мебель-позицию, надо смести со стен паутину-безграмотность и смыть с пола грязь-необразованность.

Книги хорошие читать надо. Людям, у которых денег больше, чем у меня, в том числе. Ну и думать о прочитанном.

"...Получившие спинку выражали неудовольствие. Впрочем, пища значительно улучшилась после того, как дирекция приняла соответствующие меры.

Муре <прим. - собственник большого универсального магазина> больше не отдавал столовую на откуп; он взял и кухню в свое ведение, поставив во главе ее, как и в отделах, заведующего, при котором состояли помощники и инспектор;
и если расход увеличился, то и труд лучше питавшегося персонала давал теперь большие результаты, — это был расчет практического человеколюбия, долго смущавший Бурдонкля <прим. - наёмный управляющий>.

("Практическое человеколюбие" - сложно объясняемая вещь и теперь, сто с лишком лет спустя. Большинство ж рассуждает как? О статусах. Кто в каком статусе, чтобы кому есть запрещать. А не о выгоде, увы, - кому какая выгода будет от того, что не поедят.)

***
" ...- Что случилось? - забеспокоился он <прим. - старик Ломм, служащий магазина, отец работающего там же молодого Альбера.>. - Альбер в чем-нибудь провинился?
Тогда на сцену, как всегда, выступил Муре в роли доброго принца.

Если Бурдонкль нагонял страху, то Муре заботился прежде всего о своей популярности.

- Пустяки, дорогой Ломм, - сказал он, - ваш Альбер вертопрах, емуследовало бы брать пример с вас.
Чтобы переменить тему разговора и показать себя с еще более выгодной стороны, он спросил:
- А как прошел вчерашний концерт? У вас было хорошее место?

На бледных щеках старого кассира выступил румянец. Музыка была его единственной слабостью, тайным пороком, который он удовлетворял в одиночестве, бегая по театрам, концертам, репетициям; сам он, несмотря на ампутированную руку, играл на валторне, пользуясь для этого им же изобретенной системой щипчиков. Но его жена ненавидела шум; поэтому он окутывал инструмент сукном и по вечерам доводил себя до экстаза странными, глухими звуками, которые ему удавалось из него извлекать.
В музыке он обрел себе прибежище от неурядиц семейной жизни. Кроме музыки и кассы, он не ведал других увлечений, если не считать преклонения перед женой.

- Место было отличное, - ответил он, и глаза его заблестели. - Благодарю за внимание, господин Муре.

Октав Муре любил ублажать чужие страсти; поэтому он отдавал иногда Ломму билеты, навязанные ему дамами-благотворительницами. И тут он окончательно покорил кассира, воскликнув:
- Да, Бетховен! Моцарт!.. Какие гении!..."

(Целый кейс по корпоративным коммуникациям, внутреннему PR и эмоциональному лидерству, верно? Но и теперь, сто с лишком лет спустя, многие топ-менеджеры предприятий не только не трудятся нравиться своей команде, но и делают всё, чтобы наоборот.)

***

"...Муре обыкновенно выходил из себя, когда ему навязывали обедневших светских барышень; он говорил, что более бездарных, несносных и фальшивых существ не найти, да и. Кроме того, нельзя сразу сделаться продавщицей: нужно долго учиться; это сложное и тонкое ремесло. Однако он принял подопечную г-жи Дефорж, но поместил ее в отдел образчиков, так же как устроил, в угоду друзьям, двух графинь и баронессу в отдел рекламы, где они клеили бандероли и конверты..."

(Я это цитирую ради фразы "...продажи - сложное и тонкое ремесло". Это тоже вещь с 1883 года не так чтобы всем понятная.)

***
"...Теперь она <прим. - Дениза, простая продавщица, которую полюбил владелец магазина, вот так> нередко вела с Муре долгие дружеские беседы. Когда ей нужно было зайти к нему за распоряжением или для доклада, он задерживал ее,чтобы поболтать, - ему нравилось ее слушать. Это было как раз то, что она в шутку называла "делать из него хорошего человека".

В ее уме, рассудительном и находчивом, как у всякой нормандки, постоянно возникали планы и мысли относительно новой торговли;
она уже пыталась делиться ими с Робино и говорила о них с Муре в тот незабываемый вечер, когда они гуляли в Тюильрийском саду. Она не могла заниматься каким-нибудь делом, наблюдать за какой-нибудь работой без того, чтобы не почувствовать при этом желания упорядочить, улучшить их.

(Прим. МК - вот вам очень простое и при этом точное описание core competence менеджера в принципе).

...С самого своего поступления в "Дамское счастье" она была удручена жалкой долей служащих; ее возмущали внезапные увольнения, она их считала неразумными и несправедливыми, приносящими вред и служащим и фирме.

Дениза еще не забыла своих мучений в начале службы и была полна сострадания к каждой вновь поступающей продавщице; она замечала, как мучаются новенькие, еле держась на ногах от усталости, как глаза их пухнут от слез, угадывала их нищету, прикрытую шелковым платьем, понимала, что они подвергаются обидному преследованию со стороны старых приказчиц. Эта собачья жизнь портила даже лучших из них и была для всех сопряжена с самым печальным исходом: истощенные к сорока годам тяжелым трудом, продавщицы исчезали, уходя в безвестность, или умирали от чахотки, малокровия и переутомления, вызванных работой в спертом воздухе магазина; иные попадали на улицу, а наиболее счастливые, выйдя замуж, прозябали в какой-нибудь провинциальной лавчонке. Неужели можно считать гуманным и
справедливым это беспощадное истребление людей, производимое из года в год большими магазинами?

И Дениза выступила в защиту этих колесиков механизма,
основываясь при этом не на сентиментальных соображениях, а на интересах самих хозяев.

(Прим. МК - ещё никогда я так не страдала из-за того, что facebook на даёт выделять жирным. Ведь это тоже простая, ключевая, и недопонятая мысль: что делать людям хорошо - выгодно.)

Хотите иметь хорошую машину, - так берите для этого лучший сорт металла; ведь если металл оказывается негодным или приведен в негодность, останавливается вся работа, нужны дополнительные затраты, чтобы вновь наладить ее, а это ведет к излишним расходам.

Порою Дениза воодушевлялась, ей представлялся огромный идеальный магазин, фаланстер торговли, где каждый по заслугам получает свою долю прибылей и где ему по договору обеспечено безбедное будущее. Тогда Муре, несмотря на свое лихорадочное состояние, начинал шутить. Он укорял ее в приверженности к социализму, приводил ее этим в замешательство и доказывал, как трудно осуществить ее мечты,
но она говорила в простоте душевной, а когда убеждалась в шаткости своих теорий, подсказанных добрым сердцем, то спокойно полагалась на будущее. Он же слушал ее, смущенный и очарованный звуком ее молодого голоса, еще дрожавшего от пережитых страданий, когда она с такой убежденностью начинала говорить о реформах, которые должны быть проведены в жизнь ради блага самой же фирмы.

Он слушал, подтрунивая над ней, а тем временем участь служащих понемногу улучшалась: вместо массовых увольнений во время мертвых сезонов были введены отпуска; наконец, предполагалось устроить кассу взаимопомощи, которая облегчит положение служащих при безработице и обеспечит их старость. Это было зародышем крупных рабочих организаций двадцатого века..."

***
Ну и на закуску: это к человеколюбию не имеет отношения, хотя...

"Образец чековой книжки был одобрен: сверху, на корешке и на отрывном листе, значились название отдела и номер продавца; на обеих частях листка имелись графы для указания количества метров, обозначения товара и цены; продавцу оставалось только еще подписать листок, прежде чем отнести его в кассу. Это чрезвычайно упрощало контроль: достаточно было сличить листки, сданные кассой в стол учета, с корешками, оставшимися на руках у продавцов. А продавцы могли отныне каждую неделю без всяких затруднений получать причитающийся им процент и наградные...."

Вот так. 1883. А я в 2017 году очень много архитекторов мотивационных систем знаю, которые не понимают, что мотивация мотивирует, когда она "каждую неделю", "без всяких затруднений" и "упрощало контроль".

Всё.

Комментариев нет:

Отправить комментарий