пятница, 16 декабря 2016 г.

Сам пост не важен уже, а вот afterparty - про мышление

Комментарии под постом про насилие огорчили меня ужасно:
имя им легион, перепостившим статью про десять самых важных скиллов в две тысячи двадцатом году чего-то там в Давосе, - критическое мышление, комплексное мышление проблем, - все перепостили, 
всё понятно, здорово и круто, - 
умения рассуждать в контексте при этом ноль.

- Вы считаете, что женщина может предотвратить изнасилование?!! 
- Нет, часто не может.
- Значит, женщина всегда беззащитна перед насилием?
- Нет, в некоторых случаях женщина может принять меры предосторожности/защиты.
- То есть, это Я виновата, что мужик в метро меня потрогал?
- Нет, не виновата.
- Значит, я всё делаю правильно, если у меня пятые отношения, в которых меня бьют?
- Нет, не значит.
- А, вы хотите сказать, что насилие простительно?
- Нет, не хочу.

И так по кругу. На любую тему. Запросто.

Не знаю я, что с этим делать,
как ещё сказать, что есть ситуации (1), когда женщина ничего не могла и не может поделать,
а есть ситуации (2), когда женщина могла бы принять меры предосторожности,
а есть ситуации (3), когда женщина неправильно ведёт себя в отношениях, -
от ситуации зависит, ситуации - (1), (2) и (3), - все разные.

Наверное, никак.
Кто понимает, тот уж понял.

Но я даже не о женщинах хотела поговорить, а об умении рассуждать в контексте.
Я искренне не понимаю, как без оного можно заниматься интеллектуальным трудом, но многим удаётся. 


А сколько уж я управленческих инструментов и приёмов видала, абсолютно разумных с одной стороны, и в абсолютно бестолковом контексте применённых, с другой, - не пересказать.
То тех, кого уволить надо, - мотивируют, то поругивают для профилактики тех, на ком вот это всё.
То решений не принимают, там где их нужно принять, не тратя время на "ну как же, изучить вопрос бы надо", - то, напротив, в омут с головой без малейшей рекогносцировки дна.
Как будто есть универсальная волшебная поведенческая таблетка.
Принял - и все ситуации одинаково алё.

Наверное, умение рассуждать в контексте - очень базовая вещь, и ставится она в детстве, юности.
Я же давно говорю, что, жаль, у нас дискуссионных клубов для подростков нет, с занятиями по аргументации, логике, культуре мышления и речи, - через 10 лет жили бы в другой стране.

Научили бы их, что, оценивая информационное "сообщение А", нужно подумать, как минимум:

- это точно сообщение А, а не В или С?
- каковы призмы опыта и заинтересованности того, от кого исходит сообщение А? (Многие люди убеждают вас делать вещи, которые они либо считают правильными, потому что сами никогда не делали других, либо им выгодно, чтобы вы их делали.)

- при каких условиях сообщение А будет истинным и при каких - ложным? (Сообщений ВСЕГДА истинных или всегда ложных нет, ну даже "убивать плохо", - ну вот я позавчера серию "Отчаянных домохозяек" пересматривала, в которой приличная полная тётенька в кудельках и кардигане дотянулась до пистолета и убила террористку, взявшую людей в заложники в супермаркете и уже кого-то застрелившую, - что, плохо, что ли?)

- но условия ещё нужно рассматривать в комплексе. Именно КОМПЛЕКС условий рождает контекст. А то ж начнётся: когда у тебя кудельки и кардиган, стрелять - хорошо, а без кардигана - плохо. И ещё нужно понимать, какие из условий являются "комплексообразующими" за счёт просто наличия, а какие - за счёт величины. Вероятно, в примере про супермаркет комплексообразующим условием является количественный уровень опасности: террористка не просто визжала и размахивала пистолетом, она УЖЕ застрелила Нору.

На комплексе условий, рождающем контекст, при том, что комплексообразующее условие - скрыто, построена сказка "Каша из топора".
Построен принцип действия многих похудательных средств, которые отлично работают, если при этом уменьшить рацион до 1200 ккал, пить много воды и заниматься спортом.

Ловлю себя за хвост, чтобы не привести ещё восемнадцать примеров, но логика, повторюсь, удивительная вещь.
Если человек её уже не понимает, сделать, чтобы он вдруг её понял, нельзя практически ничего, -
а раз так, пойду спать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий