суббота, 26 декабря 2015 г.

Внутренние корпоративные коммуникации

Задали мне вопрос: подскажите, говорят, МаринМихална, ̶г̶д̶е̶ ̶к̶у̶п̶и̶т̶ь̶ ̶х̶о̶р̶о̶ш̶у̶ю̶ ̶м̶е̶т̶л̶у̶ какие можно прочитать книги и статьи, чтобы в полной мере, как говорится, овладеть процессом построения внутренних корпоративных коммуникаций.

Я, вы знаете, с ответом затрудняюсь ̶е̶с̶т̶ь̶ ̶х̶о̶р̶о̶ш̶а̶я̶ ̶с̶т̶а̶р̶у̶ш̶к̶а̶ ̶в̶ ̶Б̶и̶б̶и̶р̶е̶в̶о̶ - не поможете?
Мне, например, нравится всё, что написал Клаус Кобьёлл, - да, он вроде как про другое писал, но мне кажется, что это в бОльшей степени про коммуникации и в большей степени эффективно, чем многие другие книжки, в которых слово "коммуникации" вынесено в название.

Ну и, конечно, Коттер тоже очень сильно про системные коммуникации, - оно хоть и выделено, что в процессе изменений, а только процесс изменений - он же, в какой-то мере... всегда, поэтому считаю Коттера очень важным и применимым, - ну, как учебники по антикризисному менеджменту в рамках просто менеджмента.
Погуглила статьи.

 ...Много разными деятелями написано статей.
Порекомендовать не смогу.
Какие-то из них перечисляют способы коммуникации, инструменты... ну ок, но не с этого всё начинается.
Какие-то рассуждают про то, что "коммуникации - это сосуды, по которым бежит кровь вдохновения"... по сути верно, но на булочку не намажешь.
Какие-то написаны таким монолитным многословным полотном, что я даже читать это не буду, - что может понимать в коммуникациях человек, пишущий нечитабельную статью про коммуникации?!
В общем, беда.
Остаётся Кобьёлл.

Ну и собственную точку зрения озвучу:
1. Управление внутренними коммуникациями начинается с выделения аудиторий и выбор под каждую аудиторию одного или нескольких мессиджей. Правы эти, с кровью вдохновения, - коммуникации это просто сосуды. Каналы. Транспорт.
Нужно сначала понять, что мы хотим по ним транслировать.

Может быть, вы хотите транслировать линейному персоналу, что за малейшую провинность будете гнать их раздетыми на мороз, а менеджменту, что самый клёвый - самый доминантный.
Или вы хотите транслировать линейке, что она важна для вас, что она - ваш ценный производственный ресурс, а менеджменту - что важно не соблюдать правила, а обеспечивать результат.
Я не хочу сказать, что второе лучше, чем первое, или наоборот: я не знаю.
В этих вещах не работает "лучше - хуже", потому что это шаг номер 1, а на шаге номер 0 нужно было договориться, как вы вообще видите настоящее и будущее компании, её ценности и цели.

Отсюда попляшет выделение аудиторий.
Отсюда попляшет содержание сообщений.

2. ...а из содержания сообщений попляшут каналы.
Выбор канала сам по себе носитель сообщения, понимаете? Будет странно, если я понесу сообщение "мы - самая прогрессивная и инновационная компания..." через до оскомины тоскливую служебную записку на 4 страницы. "Не верю!" - скажет коллективный Станиславский, и будет прав: про это лучше снять мультик.
Или боевик.
И̶л̶и̶ ̶х̶о̶р̶о̶ш̶у̶ю̶ ̶э̶р̶о̶т̶и̶к̶у̶.̶

Или, наоборот, если вам важно отправить по каналу что-то очень строгое, однозначное, недопустимое или строго рекомендованное, - и канал нужно строить формальный, вплоть до ознакомления под подпись. В тайной комнате.

Все ваши выборы каналов будут отвечать на вопрос, КАКАЯ вы компания. Мониторинги и собрания говорят об одном, конкурсы и социальные проекты - о другом. Под пакет сообщений подбирается пакет каналов, и каналы одновременно есть и вода (несут мессидж), и лодочка (являются мессиджем, потому что, если в компании в качестве коммуникационного канала выбрано еженедельное совместное стояние коленями на горохе, согласитесь, это о чём-то говорит).

3. Каналы бесполезны сами по себе, без регулярных системных процедур отправки по ним сообщений. Кто-то должен генерировать коммуникационный контент. Постоянно.

4. Внутренние корпоративные коммуникации начинаются... правильно, когда человек зашёл описание вакансии читать. Они ещё немножко внешние, но уже немножко внутренние.
А заканчиваются, когда он вышел с трудовой книжкой в руках после "выходного интервью" - они тоже ещё немножко внутренние, но уже немножко внешние.

Нужно убедиться, что внутренними корпоративными коммуникациями промазано всё пространство от выхода до выхода, и они подведены к таким важным вопросам как "первый рабочий день", "первая рабочая неделя", "руководитель выставляет задачи на испытательный срок", "неформальная социализация", "знание о ценностях", "интеграция", "обратная связь во время испытательного срока", "постоянная конструктивная обратная связь от непосредственного руководителя", "постоянная эмоциональная обратная связь от менеджмента вообще", "процедуры вовлечения", "оценка ключевых для успеха компетенций", "нематериальная мотивация", "управление карьерой", "текущие коучинговые элементы управления"

 (это если ваш стиль управления в принципе такое приемлет, - повторюсь, технология универсальна независимо от ценностей, можете выбрать стиль управления "жёсткий" и "авторитарный", тогда будете ставить "текущие доминирующие элементы управления"...)

В общем, от начала и до конца. От рассвета и до зака... ну, вы поняли.

Кстати, пора заканчивать: темнеет.
А мне ещё сегодня надо поесть вишен и поплеваться косточками.

Комментариев нет:

Отправить комментарий