среда, 16 декабря 2015 г.

Про самооценку

Не. Вот шутки шутками, а вопрос на самом деле очень серьёзный и ужасно интересный: знания-знания, - говорим мы, - знания-знания...
А есть факторы не внутри компаний, а внутри человеческой психики, мешающие знаниями овладевать? Отбивающие к новым знаниям всякую охоту? Барьеры и препоны?
Да, конечно.
К сожалению, это так.

На всякий случай, уточню, что под "знаниями" я имею в виду как факты, так и практики, логические модели, законы, принципы, образы, в общем, все научные и обыденно-практические теоретические и эмпирические формы знаний, включая знание об эрогенных зонах,̶ ̶-̶ ̶э̶т̶о̶ ̶ч̶т̶о̶б̶ы̶ ̶Л̶е̶о̶н̶о̶в̶у̶ ̶б̶ы̶л̶о̶ ̶и̶н̶т̶е̶р̶е̶с̶н̶о̶.̶)̶)̶)̶)̶

Ну так вот.
Почему человек может отказаться получать новые знания?
Почему человек может отвергать идею заимствования чужого опыта?
Почему человек может говорить "Я не стану использовать чужие знания, я СОЗДАМ СВОИ" и не слышать такого довода как "Ты имеешь успех Икс, другие имеют успех Икс*180, объём знаний человечества кумулятивен, и каждое новое знание как бы взбирается на плечи предыдущему, потому и становится выше и видит дальше, так, может быть, сначала нужно ИЗУЧИТЬ ЧУЖИЕ знания и научиться ими пользоваться?"...

...Метафора про взбираться на плечи, кстати, не моя, - Юлии Борисовны Гиппенрейтер.
Человек может это делать по одной очень простой причине: недостаток смирения.
Проистекающий, в свою очередь, из такой очень простой вещи, как больная самооценка.
Представьте себе.

Два ребёнка.

Один вполне в себе уверен, пришел играть во двор, чувствует себя равным среди равных, - видит, все скачут на какой-то штуке, - а как, как, как? - говорит он, - ему объясняют, что правую ногу сюда, потом оттолкнуться, потом - подхватить левой... раз попробовал - упал, все ржут, - тоже поржал вместе с ними, - два попробовал, - упал, все ржут, - подходит Колян, говорит "Эх ты, чудила, нужно же ещё подпрыгнуть!" - подпрыгнул, супер, всё получилось! До вечера на штуке катался, всем круто, с Коляном - лучшие друзья!

...Понятный пример? А то!

Второй ребёнок боится, что он недостаточно хороший, а чувство это неприятное, и, как любое неприятное чувство, т.е. стресс, вынуждает организм адаптироваться, т.е. искать новый контекст и другие защиты. Стратегии поведения такого ребёнка:

1) "Да мне такая штука вообще не нужна, мне папа из Америки ещё лучше привезёт!"
2) "Да я лучше вас умею кататься, просто сейчас не хочу!"
3) "А зато у меня есть грамота из музыкальной школы..."
4) ...или таки попробовать, упасть, огорчиться, обидеться, пункты 1-2-3 в тройном размере, и зачем всё это было нужно, лучше бы не лез вообще.

Легко увидеть, что и в первом, и во втором примере раскручивается цепочка в ту или иную сторону, и, как деструктивные убеждения привлекают деструктивный опыт, укрепляющий деструктивные убеждения, так и, собственно, наоборот.

И, пока первый ребёнок катается на штуке, а потом на велике, а потом на скутере, а потом женится на Ирине Шейк,
второй ребёнок сидит в уголке под деревом, защищая свою недостаточно сильную самооценку.

Беда только в том, что такая защита - путь тупиковый, ибо ведёт к отрыву от деятельности, а вне деятельности, ведущей к хорошим результатам, прокачать самооценку нельзя, - это пат.
Вот и всё, собственно, на примерах всегда всё очень понятно.

Советов тут, увы, никаких не дашь, кроме как "не бойтесь признавать, что не обладаете какими-то знаниями, не бойтесь изучать опыт того, кто успешнее вас... " - только советы эти человеку с плохой самооценкой непонятны и неприятны, - что значит "не обладаю", а кто обладает, ты, что ли, обладаешь?! - а, значит, спасение утопающих - дело рук самих утопающих, а я, наверное, пойду поем.

)))

Комментариев нет:

Отправить комментарий