четверг, 14 мая 2015 г.

Баги самооценки

(испытующе посмотрела на оладушки) ...Чего сказать-то хотела.
Весь мой многолетний опыт обучающей и развивающей работы со взрослыми людьми привёл меня к следующему умозаключению:
существует ТРИ серьёзных бага самооценки, которые ему, - обучению и развитию, - сильно, - я бы даже сказала, фатально, - препятствуют.
Я вам расскажу.

БАГ 1. Адекватно НИЗКАЯ самооценка.
Вы думаете, что вы ни черта не можете, и это правда: вы ни черта не можете.


БАГ 2. Неадекватно НИЗКАЯ самооценка.
Вы на самом деле кое-что можете, но думаете, что вы ничтожество ещё то.

БАГ 3. Неадекватно ВЫСОКАЯ самооценка.
Вы думаете, что вы вполне себе шикарный тип, но на самом деле вы ни черта не можете.

̶В̶о̶т̶ ̶з̶а̶ ̶ч̶т̶о̶ ̶м̶ы̶ ̶в̶а̶с̶ ̶л̶ю̶б̶и̶м̶,̶ ̶М̶а̶р̶и̶н̶а̶ ̶М̶и̶х̶а̶й̶л̶о̶в̶н̶а̶,̶ ̶э̶т̶о̶ ̶з̶а̶ ̶к̶о̶р̶о̶т̶к̶о̶е̶ ̶и̶ ̶п̶о̶н̶я̶т̶н̶о̶е̶ ̶и̶з̶л̶о̶ж̶е̶н̶и̶е̶ ̶в̶о̶п̶р̶о̶с̶о̶в̶.̶

Всё. Адекватно ВЫСОКАЯ самооценка, - когда вы кое-что можете, и вы об этом знаете, - это не баг, это фича.
)))

Чем же так фатальны для развития и обучения баги самооценки?
Ну чем-чем, - фокус сбивают.

Неспокойная самооценка - это такой внутренний младенец,
который, багровея и хрипя,
требует себе постоянно что-то, - что, о Боже, что?
- то ли еды, то ли на ручки,
- в общем, абсолютная болевая точка.

Вам говорят: задача решена неверно! - а вы такой внутри себя, осознанно или неосознанно, - как,
да как же так,
да что же это значит,
значит, я плохой,
это потому что меня, возможно, не любила мама,
а, может, и не неверно,
может, Я правильно решил,
может, это ВСЕ ОСТАЛЬНЫЕ ошиблись,
да точно все остальные ошиблись, сейчас я вам это докажу!

Вместо того чтобы просто: а как правильно? А почему?
А для каких задач? А что самое важное?

...это ж ещё Гоббс в семисотых годах ехидничал, - мол, "если бы геометрические аксиомы задевали интересы людей, они бы обязательно опровергались".

...Известная концепция выдачи обратной связи "плюс-минус-плюс" - это, конечно, про работу с людьми с нездоровой самооценкой, то есть, девяноста пятью процентами населения планеты
п̶р̶и̶ч̶е̶м̶ ̶о̶с̶т̶а̶в̶ш̶и̶е̶с̶я̶ ̶п̶я̶т̶ь̶ ̶п̶р̶о̶ц̶е̶н̶т̶о̶в̶ ̶г̶о̶в̶о̶р̶я̶т̶ ̶н̶а̶ ̶с̶у̶а̶х̶и̶л̶и̶.̶

...Половина тренерских технологий про то, как "продавать" авторитет тренера и работать с трудными участниками, - это, конечно, про работу с людьми с нездоровой самооценкой.
Лично я мечтаю о мире, где людей предмет разговора интересовал бы больше, чем "получить поощрение за то, что я умный", только вряд ли это возможно.

(Но к вам это не относится, - все мои френды - люди с абсолютно здоровой самооценкой,
спасибо вам,
вы делаете меня счастливой.)
̶)̶)̶)̶

Ну так вот. Что же с багом самооценки можно поделать?

Ничего простого, нужен серьёзный, капитальный, ремонт, - "косметикой" не обойтись. Во время ремонта я бы рекомендовала целенаправленно строить биполярную самооценку, т.е. одновременно базирующуюся на оценках внешнего мира и на объективных достижениях, - без этого космос и неадекват, -
но и имеющую собственный запас внутренней автономии, достаточный для того, чтобы не плакать, когда начальник скажет "Вот ты кретин!", а отвечать, - лучше про себя, - "От кретина слышу!"

Мне, правда, пару недель назад один психотерапевт сказал, что это невозможно, что у людей вообще нет никакой самооценки, кроме той, которую они получают из так или иначе оценивающего их действия внешнего мира, - но я, конечно, рассмеялась ему в лицо ̶н̶у̶,̶ ̶к̶а̶к̶ ̶о̶б̶ы̶ч̶н̶о̶.̶ ̶

Anyway, хотите расти, развиваться, учиться новому, -
самооценку нужно оздоровлять, обуздывать, приводить в чувство.

Иначе в приоритете всегда будут задачи её кормления и тетешканья,
а сил и времени на собственно рост и развитие будет оставаться мало,
и это, в общем, очень жаль:
каждый из настолько карандашный скетч к тому, чем бы мог стать.

Комментариев нет:

Отправить комментарий