четверг, 26 февраля 2015 г.

Менеджмент и физика: часть 2

Вот смотрите, что мне говорят в комментах про Капицу: "... именно здесь и проходит граница между хорошими самодостаточными людьми на своем месте и остальными. Хорошим мешать не надо - сами себя займут полезным для общества и бизнеса делом, а вот остальными надо руководить..."

Вот почему мне так говорят?

Потому что трактуют понятие проблемы как "разрыв между "есть" и "должно быть".
Мол, если официантка Мария не протёрла столик, - хотя должна была протереть! - здесь руководитель, чтобы руководил, конечно, нужен,
а если Мария - самодостаточная и на своём месте, она сама знает, что и когда ей протирать, и добросовестно это делает, то ей руководитель ни к чему,
главное, чтобы не мешал,
и именно это и имел в виду Пётр Леонидович Капица.
(Не поверю в это никогда, потому что как раз физикам очень понятно то, о чём я буду говорить ниже.)

...Сейчас я сформулирую одну очень важную мысль, - я бы сказала, key point.
̶Е̶с̶л̶и̶ ̶в̶ы̶ ̶е̶ё̶ ̶п̶о̶й̶м̶е̶т̶е̶,̶ ̶к̶ ̶в̶а̶ш̶и̶м̶ ̶у̶с̶л̶у̶г̶а̶м̶ ̶б̶у̶д̶у̶т̶ ̶в̶с̶е̶ ̶б̶о̶г̶а̶т̶с̶т̶в̶а̶ ̶В̶с̶е̶л̶е̶н̶н̶о̶й̶,̶ ̶р̶е̶д̶ч̶а̶й̶ш̶и̶е̶ ̶в̶и̶н̶а̶,̶ ̶и̶з̶ы̶с̶к̶а̶н̶н̶ы̶е̶ ̶я̶с̶т̶в̶а̶ ̶и̶ ̶п̶р̶е̶к̶р̶а̶с̶н̶ы̶е̶ ̶ж̶е̶н̶щ̶и̶н̶ы̶,̶ ̶к̶о̶т̶о̶р̶ы̶е̶ ̶б̶у̶д̶у̶т̶ ̶д̶е̶л̶а̶т̶ь̶ ̶в̶а̶м̶ ̶м̶а̶с̶с̶а̶ж̶ ̶н̶о̶г̶ ̶д̶р̶а̶г̶о̶ц̶е̶н̶н̶ы̶м̶и̶ ̶м̶а̶с̶л̶а̶м̶и̶,̶ ̶у̶с̶л̶а̶ж̶д̶а̶я̶ ̶п̶р̶и̶ ̶э̶т̶о̶м̶ ̶в̶а̶ш̶ ̶с̶л̶у̶х̶ ̶б̶о̶ж̶е̶с̶т̶в̶е̶н̶н̶ы̶м̶ ̶п̶е̶н̶и̶е̶м̶.̶ ̶


Мир - это динамическая система.

И, если бизнес тоже динамическая система, то он в мир вписывается,
трубочками-связями к нему коннектится,
и начинает получать из мира ресурсы, генерируя в мир продукты.

Чем больше трубочек, чем выше их пропускная способность,
чем больше более мощных ресурсов бизнес из мира получает,
чем более уникальные и полезные продукты создаются в бизнес-недрах,
и с чем большей скоростью они в мир поступают,
- тем более бизнес способен двигаться на одной скорости с миром, а иногда даже быстрее.

А, если мир динамическая система, а бизнес- статическая, то бизнес из мира вылетает.
Мир изменился, а бизнес - не изменился.
Хотя, казалось бы, делал всё правильно, - по тем правилам, которые были позавчера.

...Поэтому,
тщась про-ак-тив-но управлять динамикой, ростом и развитием...
...а не ожидая когда нас мордой ткнут в новую картину мира и поволокут по песку...
...мы должны приучить себя видеть проблему как разрыв между "есть" и "могло бы быть",
в котором состояние "могло бы быть" отличается от состояния "есть" бОльшим вкладом в долгосрочную стабильность,
эффективность,
обогащённость связями
и интеграцию.

Вернёмся к официантке Марии.
Руководитель "реактивного" типа, если Мария не протирает столик, говорит "Мария! Протирай столик!" - т.е. руководит.
Ну или меняет Марию на Ирину, - т.е. снова руководит.
А если Мария столик протирает, говорит "...а чего мне ею руководить..." - и отходит руководить Лидией: она не протирает.

...такие руководители, знаете, легко заменяются роботами.
Вообще на раз.

В этом и есть тупиковость функции надзора, что она легко отчуждаема, т.е. нет смысла переплачивать за живого человека с комплексами и ПМС, - есть технологические решения дешевле, надёжнее и проще.

Руководитель "проактивного" типа смотрит на бизнес и мир, на столики и на Марию, на Ирину и на Лидию... И задаётся следующими вопросами:

1) Существует ли способ протирать больше столиков быстрее с меньшими трудозатратами?
2) Какое знание позволит этого добиться?
3) Кто из трёх официанток будет лучшим транслятором и популяризатором этого знания?
4) Более быстрая ли протирка столиков является ключевым условием для роста бизнеса?
5) А какие другие факторы являются ключевыми для роста бизнеса и какой удельный вес во влиянии на комплексный результат мы бы присвоили каждому из них?
6) Кто из трёх официанток может способствовать усилению этих позитивных факторов влияния в том виде, в котором они, - официантки, - есть сейчас?
7) Как можно быстро и недорого, - уникальной силой человеческой интеллекта, - видоизменить официанток так, чтобы они могли способствовать усилению этих позитивных факторов...

Вы понимаете меня?

Вы правда хотите продолжать думать, что хороший руководитель - это тот, кто не достаёт Машу, если она И ТАК ПРОТИРАЕТ?!
...
Так это были официантки и столики.

Если бы мне вздумалось приводить пример про разработку новых продуктов, про сложные услуги для клиентов b2b, про проекты, - роль и значение работы руководителя выросли бы в прогрессии.
Быть "реактивным" руководителем или "проактивным" всегда решаете только вы. Но я, повторюсь, "реактивных" руководителей считаю за отживающих свой век агрегат.
А так... Your decision.

Выживание не является обязанностью, - сказал Уильям Эдвардсович.
Марина Михайловна с этим вполне согласна.
И Пётр Леонидович, - вот что хотите говорите, - я уверена, был бы на нашей стороне.

Комментариев нет:

Отправить комментарий