среда, 17 декабря 2014 г.

Вредные, бесполезные и полезные тренинги

Кстати. Меня как-то спрашивали в комментариях, а что, мол, правда, все эти бизнес-тренинги - полезные? А я обещала ответить спешиали, и, как показывает этот пост, никогда ни о чём не забываю.

Корпоративные бизнес-тренинги можно поделить на три большие категории:

1. ВРЕДНЫЕ тренинги.

а) просто плохие тренинги, - неэффективно спроектированные, скучные, пустые, непонятнозачемные,
тренер при этом - человек сам по себе малоинтересный, и даже, в общем, глуповатый,
мероприятие в целом всех бесит, как пустая трата времени и денег, что вдвойне обидно, если день был выходной, а бонусы, - потому что "денег нет",- урезали.
Получается дорогостоящая демотивация персонала, - ну и зачем?

б) иногда дело даже не в том, что тренинг - плохой, - он и неплохой, возможно, вовсе, - но тренер на тренинге говорит о вещах, полностью противоречащих сложившейся в компании управленческой практике.

 Например, о ценностях коучингового стиля управления - в компании с целенаправленно доминантным менеджментом.

 Или о принципах кайдзен-оптимизации - в компании, где если двигают, то глобально.
...В худшем случае это раздражает, в лучшем - воспринимается с благожелательным равнодушием, как если бы тренер говорил о том, как правильно лепить фрумзики из бурумбятины, но в долгосрочном плане такое равнодушие тоже вредит, потому что доказывает, что "всё это обучение - пустая трата времени".

Не надо делать такие тренинги.

Купите на эти деньги игрушек детям, зефира бабушкам, засуньте их в трусики бедным раздетым девушкам в Virgins'е, - в общем, потратьте с умом.

2. БЕСПОЛЕЗНЫЕ тренинги.

а) если у вас в принципе в компании всё хорошо,
и тренинг вы проводили в рабочий день,
и людей вы покормили вкусным обедом,
и тренинг был спроектирован так, что всем было весело и интересно,
и тренер сам по себе был человеком приятным и неглупым...
то люди вам скажут, что им "понравилось".

И даже, вполне возможно, кто-то, - кто-то в принципе заточенный на личную эволюцию и читающий книжки, - что-то действительно изменит в своей работе.

Такой тренинг - это не плохо.

Но это и не хорошо.

Поэтому мы настаиваем на зефире и игрушках как "более лучшем" вложении капитала (про трусики я даже не говорю.)

3. ПОЛЕЗНЫЕ тренинги.

И вот тут начинается самое интересное - какие виды полезных тренингов мы знаем?

...Мы знаем два вида полезных тренингов.

Но позвольте оговорить ещё и два важных обязательных условия, при которых они таковыми, - полезными! - являются.

Условие первое. Полезными могут быть только тренинги, проводимые тренером, который одновременно а) знает тренерское дело, б) знает ПРЕДМЕТ.

Дело в том, что большинство российских бизнес-тренеров - это люди, которые имеют психологическое или педагогическое образование, но нигде и никогда не изучали экономику и менеджмент, - что вообще-то, если серьёзно, нонсенс.
Ответы их часто уклончивы, анализ ситуации и идеи поверхностны, предлагаемые управленческие практики исходят из бытового здравого смысла.
Эта ситуация приводит меня в ужас.

 Люди не ходят к юристам, не изучавшим юриспруденцию, а к бизнес-тренерам, не изучавшим бизнес, они ходят.

Правда, признаю,
практика, в которой тренингом называют несколько часов действительно мега-интересной лекции в исполнении действительно мега-блестящего эксперта, тоже далека от идеала.
...Но вы же платите деньги, большие деньги, - требуйте одновременно и то, и то!

 Собеседуйте тренера очень тщательно и оценивайте его по вот этим двум осям координат - 1) каков он как "эксперт", что он может и что он знает,
2) каков он как специалист по работе со знаниями, т.е. может ли он так написать программу и так её провести, чтобы по окончанию тренинга его блестящие "экспертен, знаю и могу" немножко перетекли в участников, - это само собой, "потому что тренинг", не произойдёт, сами собой не пекутся блинчики и не шьются сапоги, - есть технология.
Вот он ею владеет? Это надо выяснить.

...Итак, два вида полезных тренингов:

а) тренинги-"ликбез". Если вы понимаете, что у вас народ - ну вот совсем-совсем.
Ну вот надо ему объяснить, как взаимосвязаны планирование и контроль, что руководить - это не только ходить и покрикивать, что есть такая штука - называется SWOT-анализ...
В таком случае, да.
Покупайте народу "Базовые управленческие навыки", покупайте народу "Эффективный руководитель"...

...Но понимайте, что вы делаете: вы просто кладёте грунт.

Вы только создаёте в голове у товарищей знаниевый массив.

Будет он потом работать на святое дело повышения вашей рентабельности, не будет, - этого мы пока не знаем, - другое дело, что, а как же иначе, без массива этого тоже же нельзя.

б) тренинги, направленные на решение конкретной задачи, и построенные на внутреннем материале.

Например, "Пять шагов продаж" для продавцов-консультантов. Прекрасный тренинг, а чё ж. Если он проводится не "вообще", а в контексте товаров компании, клиентов компании, реалий компании и пр., и пр.
Или, возьмём более высокий уровень, - "Эффективные коммуникации".

Вот я вам точно говорю, такого рода тренинг, проводимый хорошим и экспертным тренером, может быть катастрофически бесполезен для бизнеса, если все примеры в нём "вообще".
Тогда получается, что участники понимают всё, что им говорят.
И они согласны с тем, что это правильно.
Но как это применить в своей конкретной работе конкретно завтра, они не знают.
А послезавтра уже немножко всё забудут.

Хотите, чтобы тренинг способствовал в решении конкретной задачи, чтобы что-то в поведении людей менялось? - не соглашайтесь на тренинги про "вообще".
Надо брать конкретную рабочую ситуацию конкретной компании и её конкретно разбирать. И прописывать конкретные изменения конкретных управленческих процессов, которые конкретным людям нужно по конкретному алгоритму произвести.

А откуда тренер про это знает? - А оттуда, что он вместе с заказчиком тренинга это всё специально выяснял, готовил и в программу включал.
А не жирно будет столько времени и сил на это тратить? - Да не тратьте, но, вы же знаете: без конкретики толку для бизнеса будет столько, что лучше игрушки, бабушки, зефир.

...вы думаете, я забыла про важное и обязательное условие второе? - ничего никогда не забываю, я же говорю.

Условие второе.

Тренинг должен быть интегрирован в корпоративную систему пред- и пост- работы с персоналом.

 И работу эту, - пусть вас не вводит в заблуждение слово "персонал", - должен выполнять не HR-менеджер, а ... кто? ..Кто, кто?! - праа...!! ...вильно!
Менеджмент эту работу должен выполнять, руководители.
Руководители всех этих, два дня тусивших на тренинге, людей.
С ними надо обсуждать все, полученные на тренинге, инструменты, и все идеи по их возможностям/ограничениям.

С ними нужно проектировать использование новых знаний в рабочих процессах.
Им нужно ставить задачи, которые помогали бы прокачать новые навыки.
С ними нужно организовать сеансы обратной связи по работе по этим задачам...
И, если это всё не делается, то польза бизнес-тренинга - минимальна...

 Как минимальна польза от пойти один раз и угрохаться в спортзале, - даже если это крутой спортзал! - а потом снова весь день перед телевизором кушать пончики.
Тренинг даёт ВОЗМОЖНОСТИ для изменения управленческих практик,
качественный тренер или консультант может показать, как этими возможностями пользоваться,
но ВАШИ мышцы не станут крепче от того, что ОН за вас на тренажёре несколько часов попотел.

Вот поэтому мой профессиональный фетиш - это идея о том, что нужно не тренинги покупать, а обучать тренерским навыкам эффективных руководителей, и строить внутрикорпоративное пространство для эволюции знаний, - в мировых масштабах эта идея, кстати, даже не очень-то и нова.

...Всё.

А теперь берите зефир и поехали в Virgin's.

4 комментария: