среда, 17 декабря 2014 г.

Конкуренция в кризис

(заварила пустырник) В попытках понять, что же будет с бизнесом и с нами, - а это всем довольно интересно, - я бы выделила два ключевых вектора:

 одни товарищи говорят, что кризис заставит компании работать лучше, - искать новые подходы к клиентам, повышать уровень обслуживания, т.е. потребитель выиграет,
- другие товарищи смотрят на вещи немножко по-другому, и искренне переживают, что новые подходы и качественное обслуживание жизнерадостно сказали нам "До свидания! ...До новых встреч!"

Я - со вторыми.

Объясню почему.

Но это будет грустное объяснение, потому что очень простое и логичное.
Начнём с того, что сам по себе кризис никого не заставляет работать лучше или хуже.
Лучше заставляет компании работать конкуренция - если она высокая,
и конкуренция же заставляет их работать хуже - если она низкая.
Когда конкуренция высокая?

ПЕРВОЕ. Когда входные барьеры на рынки преодолимы, монополизация отраслей невелика, а правила игры - прозрачны и относительно разумны.

Когда для того, чтобы придти и делать бизнес, нужно желание и стартовый капитал, а не сила духа и увёртливость, необходимые, чтобы бороться с разрешительно-запретительными инстанциями, и крепкая нервная система, позволяющая спать и не думать о том, что ты будешь говорить в суде.

Многие, я думаю, согласятся с тем, что наше налогообложение носит характер карательного, а с этими забавными мелочами, которые нам подарят в 2015 году, - больше оснований для проверок, возбуждение уголовного дела не по заключению инспекции, а по решению следователя, и пр., - станет и совсем несимпатичным.

Добавьте к этому тот факт, что зарплаты бюджетникам вряд ли сильно индексируют, а защитного костюмчика от инфляции у них нет,
т.е. государство, приняв вот такие налоговые новости, по сути дела, поступает с налоговыми инспекторами как ГАИшник в анекдоте, который дарит сыну полосатую палочку и говорит: "Ну, сынок, ты уже взрослый, - теперь иди зарабатывай сам..."
Всё это конкуренции не "в карму плюс один".

ВТОРОЕ. ...Когда ещё конкуренция высокая?

Когда пирог - большой и привлекательный,
т.е. покупательская способность высокая, - людям нужны товары, у людей есть деньги на товары...

Люди уже оплатили свои взносы по кредитам, своё ЖКХ,
и теперь хотят дорогой крем или дешёвый крем, но не хотят мазать на лицо яичко.
Люди хотят радоваться,
люди хотят в ресторан,
люди хотят летнее платье, автомобиль, и в Ниццу,
люди НЕ хотят нервничать, складывать в чулок и "на чёрный день".
В общем, когда, выражаясь классическими терминами, домохозяйства тратят, а не сберегают.
Я не думаю, что это ждёт нас в ближайшее время, - население станет беднее,
у самых удачливых просто не повысятся вслед за ценами зарплаты.

Поэтому и вектор, по которому потекут мысли предпринимателя - "мало денег у населения, заработаешь ещё что на том магазине или нет", - нашей конкуренции не в плюс.
ТРЕТЬЕ. ...Когда ещё конкуренция высокая?... Когда покупатель капризен, привередлив и прихотлив.

А капризен, привередлив и прихотлив он, если в двадцати магазинах района есть картошка,
в половине из них она на 10 % дешевле, чем в другой половине,
из них в 5 магазинах она мытая,
из них в двух - парковка самая удобная,
и в одном из них ещё детям дарят морковку и яблоко!

Станешь тут привередлив, а то!

На таком рынке, случись мне на него выйти, я сразу начну работать на качество:
пускать по нормальной цене премиальную картошку,
тратиться на тренинги по продажам для картофельных девиц,
украшать зал шариками,
писать клиентам поздравительные открытки... Это будет разумно!

 ...Бег за прибылью превращается в соревнование, кто лучше удовлетворит клиента!
Но повышать качество работы с клиентом на низкоконкурентном рынке... нафига?!
Если картошки не будет в принципе у всех, а у меня будет, смысл мне тратить оплачиваемое время моего работника, чтобы её мыть?

Её же всё равно покупают.
Её же в принципе нигде больше нет на районе.

Это, если у всех будет, и все помоют, - я, конечно, тоже помою, - помою, и стану каждому покупателю в подарок дарить банан.

ЧЕТВЁРТОЕ (ничего, что я так много пишу? - это мой метод борьбы со стрессом):
Зайдём с другой стороны: какие у меня основания полагать, что рынок станет менее конкурентным?

А такие:
моё чисто субъективное экспертное предположение, что крупный бизнес выкосит на 10-15 %,
средний на 30 - 40 %,
а малый - на 55 - 60 %.

Вы скажете - да ну, откуда такой пессимизм, на пустом месте, где же цифры?

...но будущее на то и будущее, чтобы никаких цифр про него не было.

Я частенько жалею, что у меня нет дома хорошей такой аудитории, в которой можно было бы всех своих ФБ-дружков собрать, - на 60 человек рассадка классом, доска интерактивная, флипчарты, скотч, - вот бы мы с вами силы по Левину-то порисовали!...
Но вы и сами можете попробовать, без меня, - вечером, на кухне, -̶К̶о̶р̶с̶а̶к̶о̶в̶а̶,̶ ̶т̶ы̶ ̶н̶е̶н̶о̶р̶м̶а̶л̶ь̶н̶а̶я̶,̶ ̶н̶а̶м̶ ̶е̶с̶т̶ь̶ ̶ч̶е̶м̶ ̶з̶а̶н̶я̶т̶ь̶с̶я̶ ̶в̶е̶ч̶е̶р̶о̶м̶ ̶н̶а̶ ̶к̶у̶х̶н̶е̶,̶ ̶т̶ы̶ ̶в̶с̶е̶х̶ ̶д̶о̶с̶т̶а̶л̶а̶ ̶с̶о̶ ̶с̶в̶о̶и̶м̶и̶ ̶м̶е̶т̶о̶д̶а̶м̶и̶ ̶и̶ ̶м̶о̶д̶е̶л̶я̶м̶и̶,̶ ̶л̶у̶ч̶ш̶е̶ ̶б̶ы̶ ̶т̶ы̶ ̶п̶и̶л̶а̶,̶ ̶ - просто напишите в серединке листа: "Малый бизнес".

Нарисуйте с одной стороны красным фломастером все текущие обстоятельства, которые ему на пользу.

А с другой стороны, - синим фломастером, - все текущие обстоятельства, которые ему вредят.
Теперь оцените каждое красное по шкале от 0 до + 10, а каждое синее - от 0 до - 10.

И подведите баланс.

И вы увидите.

...Что ваши экспертные предположения примерно такие же,
это я просто из последних сил остаюсь в рамках литературного русского языка.

ПЯТОЕ. Если игроков на рынке элементарно станет много меньше,
зайти на него станет тяжелее,
а оставаться на нём станет труднее,
и покупать народ станет нифига не импульсно,
плюс, обрушит на магазины всю мощь своих домашних субститутов, - это же русский народ, он же обязательно сварит в домашних условиях шоколад, самогон и мыльце, -
то это будет много лет конкуренция по: а) наличию, б) цене, в) широте ассортимента.

Именно в такой последовательности.
И всё равно они будут постоянно выбывать, вылетая из себестоимости по аренде и исходникам.
И по неспособности оценить всю красоту российского налогового документооборота.
Поэтому воронку "магазины - покупатель" я вижу так: постоянный уход с рынка и покупателей, и магазинов (ну я условно, не надо мне сейчас задавать вопрос "Вы написали про магазины, а химчистки, - что же будет с химчистками?"), но постоянное же наличие в той или иной мере неудовлетворённого спроса.

Было 100 магазинов и 1000 покупателей, - станет 800 покупателей и 60 магазинов. Потом 500 покупателей и 35 магазинов. Потом 200 покупателей и 20 магазинов.
Потом останется одна химчистка, в которую раз в год будет ходить какой-нибудь ненормальный, которому по-любому нужно где-то почистить костюм, каким бы поцем его там не обозвали.
Они обнимутся и поплачут.

ШЕСТОЕ. Татьяна - Онегину, тчк, резюмирую:
никогда, никогда ещё низкая конкуренция не способствовала повышению качества работы с клиентом.

Кто найдёт в истории мировой экономики мне такой кейс, тому я напеку пирожков ̶в̶и̶д̶и̶м̶о̶,̶ ̶в̶ ̶о̶т̶м̶е̶с̶т̶к̶у̶.̶ ̶
Поэтому в своё потребительское будущее я смотрю без оптимизма.
В ваше, впрочем, тоже.

...И не думайте, что меня это радует.
Меня это огорчает, - я красивые вещи и качественный сервис люблю как никто другой, - ̶п̶л̶ю̶с̶,̶ ̶в̶и̶н̶о̶,̶ ̶к̶р̶а̶с̶и̶в̶ы̶х̶ ̶м̶у̶ж̶ч̶и̶н̶ ̶и̶ ̶а̶з̶а̶р̶т̶н̶ы̶е̶ ̶и̶г̶р̶ы̶.̶
Но я не могу не понимать, что всё происходящее - причинно-следственно разумно, так же, как, к примеру, и то, что если при помощи тока разогреть нить накаливания, лампочка будет светиться.

Герман Оскарович Греф правильно же сказал: законы экономики так же объективны, как и законы физики,
так что, оптимистка я или пессимистка, по большому счёту, на имеет значения,
мы на оптимизм поставим или на гравитацию?

Не отвечайте.
Я вас поняла.

)))

Комментариев нет:

Отправить комментарий