понедельник, 6 октября 2014 г.

О проблемах внедрения процессного подхода в России

(расположилась завтракать)...Я же, забыла рассказать, в прошлые выходные сделала невозможное и много лет мечтаемое: выбила тренерский страйк.
В смысле, получила за тренинг по этике и психологии процессного подхода во всех анкетах по всем критериям все "десятки", - вот прям все до единой.

Ни "восьмёрочка" не пробежала, ни "девяточка", - как бес в меня вселился, - сошлось, сэмпатилось, - я с самого начала чувствовала, как это и на дорожке бывает, - шар едва отпустил, а уже какой-то частью сознания понимаешь: делаешь страйк.

Случайной удачей это не назову, там было много труда.

...Факт страйка наполнил меня ликующими пузырьками почти на два дня, но ближе к среде, знаете, приунылось.
- Чего ты, Марина, радуешься? - говорю себе, - одиннадцать человек из компании с иностранным хэдквотером теперь лучше понимают, как использовать процессное управление. Но в целом в рашен менеджмент с бизнес-процессами - поле непаханное.
И пахать тебе его ближайших лет сто пятьдесят - сто семьдесят.
Это правда.

Весь мой опыт свидетельствует о том, что внедрению процессного подхода в российских компаниях мешают следующие обстоятельства: партизаны (1) - фальшивые припуски (2) - "мигалки" (3) - "канцелярит" (4).

(намазала булочку маслом) ПЕРВОЕ.

Посмотрим с точки зрения исполнителя.

Описанные бизнес-процессы - это когда все-все, происходящие не предприятии, замуты, расчерчены на стрелки, квадратики, ромбики и кружки, в результате чего всем всегда понятно, кто чего куда зачем и с какой сопутствующей бумажкой несёт, и что там с этим делают, и когда всё это будет, и кто за это всё отвечает.

Первым преимуществом процессного подхода всегда декларируется... прозрачность. Мол, мы сейчас всё разберём и начертим, и абсолютно точно будем знать кто, куда и как.

...Ну, вот и скажите мне, кому это выгодно?
Кому выгодно перестать быть обладателем эксклюзивного знания?
Кому выгодно, чтобы другие точно знали, насколько он загружен?
Тому, кто много и хорошо работает, - вот кому.
Тому, кто поставив на поток одну управленческую задачу, берется за следующую, и ценен не только тем, что хорошо делает какое-то дело, но и тем, что может быстро научиться делать всё более и более сложные дела - и вот всё так же хорошо и даже лучше.

Таких много? - не смешите мои лодочки на шпильках.
Таких мало.
Больше других.

Болтуну же, имитатору, человеку с воздушными шарами, офисному планктону Рыба-ищет-где-глубже - прозрачность совсем не выгодна.
И что мы тут имеем?
Мы тут имеем партизанское движение на тему "ой, мало ли что на заборе написано, вы же понимаете, что в жизни всё по-другому... "
И оно очень могущественное.

(надкусила яблочко) ВТОРОЕ.

Опасаясь, что бизнес-процессы станут ещё одним пыточным орудием в руках топ-менеджмента, - не без оснований, - исполнители при описании снизу говорят вам всё "с припусками".
Помню, в детстве меня потряс эпизод в какой-то научно-фантастической книжке, - а, это были "Уравнения Максвелла", я вспомнила, - где товарищ, когда его связывали, сильно напряг мышцы, т.е. потом, когда он их расслабил, ремни оказались затянутыми уже не так туго, и он смог освободиться.

Тут всё то же самое.

Вы спрашиваете у них - сколько времени займет надписать конвертик? - Два дня, - отвечают.
- Может быть, вы хотели сказать, пятнадцать минут? - переспрашиваете.
- Нет, два дня, - клянутся как на духу.
С очень большой вероятностью "напрягают мышцы".
Раскапывать, уточнять, верифицировать правду придётся долго.

(развернула творожный сырок) ТРЕТЬЕ.

...Но топ-менеджмент тоже не факт, что хочет на самом деле работающие бизнес-процессы. Поиграть в модную игрушку, безусловно, хочет, ну а что потом?
- Реальные объективные рациональные основания "карать и миловать"? - Ой, как неудобно.
Плюс, если всё делать по-честному, придётся самому включаться в качестве полноценного владельца с правами и обязанностями.
А российские топы, в массе своей, недемократичны.
Это вам не бодрячок Ингвар Кампрад на старом "вольво".

И страшнее не то, что им нужны кабинеты красного дерева и отдельная столовая, а то, что им нужна параллельная бизнес-реальность.

В бизнес-процессе прописано, что Икс занимает два дня и требует трех согласований? - Ну, Люсенька, вы же сами понимаете, ЭТО ДЛЯ NN, давайте как-то обойдемся вот без этих формальностей.
Менеджмент может сколь угодно громко кричать, что нужно соблюдать правила дорожного движения, но сам предпочитает "ездить с мигалками".

Если менеджмента много, и весь он "ездит с мигалками", бизнес-процессы как правила дорожного движения девальвируются и в голове нестатусного "водителя": ну вон же они все помчались, ну дай и я проскочу, пока нет ГАИ.

(налила кофейку) ...И ЧЕТВЁРТОЕ.

Как правило, бизнес-процессы воспринимаются всеми как такое серьёзное дело, - умное, модное и прогрессивное, - что почти никто не делает его легко и ярко и для пользователя.
С, извините, чувством стиля и чувством юмора.
Напишут сто талмудов, пораженных "канцеляритом", нарисуют схемы, - такие, чтобы на А0, неиначе, - выглядит солидно.
А читать, понимать и использовать не может никто.
Тем более линейный персонал, для которого предназначалось.

Честное слово, лучшая схема бизнес-процесса, которую я видела в своей жизни, висела в подсобке в супермаркете в Алапаевске, - даже не спрашивайте, - это была простая последовательная картинка из 7 или 8 этапов, - как какие-то коробки туда-сюда, - или коробки туда, а накладные сюда, - впрочем, я не помню.
Но помню, что это было очень понятно.
И очень подробно.
И с большими красными восклицательными знаками в риск-местах.
И я, - человек, испорченный высшим образованием, - могла бы это сделать.

Увы, ключевая категория для эффективных бизнес-процессов - это "внутренний клиент", "удовлетворенность внутреннего клиента", "клиентоориентированность".
И, если они сами изначально неклиентоориентированно нарисованы, о чём мы с вами вообще говорим?

(помешала сахар) Вот, собственно, так обстоят русские дела, - не всегда, есть, есть блуждающие огоньки на торфяных болотах, - но по большей части.
А что с этим делать, я, конечно, не знаю.

Комментариев нет:

Отправить комментарий