пятница, 25 июля 2014 г.

Корпоративная культура


Тут в комментариях к предыдущему посту, - там, где про инвестиции в строительство и половые органы, - зашла речь о том, а что такое, собственно говоря, она сама по себе и есть, эта ваша корпоративная культура. Что это значит - быть "корпоративно культурным"? ...Носить белый верх-тёмный низ, скандировать одобренные советом директоров речёвки, не лузгать семечки на танцах в ДК?


...На самом деле понятию "корпоративная культура" не повезло в этой жизни очень: оно такое аппетитное, такое легкодоступное, что к нему кто только из психологов-тренеров-консультантов свои похотливые ручонки не тянет . Ну да, "управление проектами" предполагает элементарную способность разобраться в алгоритме расчёта критического пути или основах стоимостного анализа, "управление процессами" подразумевает необходимость научиться читать ARIS и вообще что-то знать о бизнесе, а для того, чтобы быть нести свет по вопросам корпоративной культуры никаких специальных знаний не требуется, -

- хоть поверьте, хоть проверьте, - на любом бизнес-портале всегда будет мегаколичество материалов по корпоративной культуре и, едрить её налево, мотивации, чуть поменьше по маркетингу и продажам, и какое-то совсем жалкое количество по, к примеру, финансовому менеджменту. А почему? А потому что чтобы писать о финансах, нужно в них как-то это самое, разбираться, - то ли дело, мотивация, - что мы все, не люди, что ли?

...Впрочем, я излишне отвлекаюсь на внеплановое исхождение желчью, - это у меня по средам с пяти до семи, - вернёмся к мотивации, - т.е., прошу прощения, корпоративной культуре. Я сейчас очень быстро, на пальцах, всё объясню.

1. Ключевое понятие любой корпоративной культуры - "ценности". А ценности не могут быть "хорошими" или "плохими".
Поэтому если в компании все друг друга презирают, швыряются степлером и просят об одолжении в формате "слышь ты, ушлёпок..." - это вовсе не значит, что корпоративной культуры в такой компании НЕТ.
Есть она.
Культура, в которой ценностями являются неформальное общение, непринужденные реакции и говорить, что думаешь.

Есть культуры, в которых ХОРОШО быть успешным, подтянутым, имеющим "внешкольные занятия", есть культуры, в которых всё вышеперечисленное ПЛОХО. Я серьёзно, а вы как думали? Я лично знаю одну прекрасную девушку, мегакачественного продажника, имевшую проблемы на тонких планах со своим менеджментом только потому, что у неё был какой-то слишком здоровый цвет лица, а корпоративная культура компании предполагала, что ХОРОШО быть уставшим, зелёным и измученным.

Поэтому первый честный шаг, - если кто-то собирается это дело анализировать и им управлять, - это сесть и написать на бумажке: "В нашей корпоративной культуре хорошо быть... хорошо делать... хорошо выглядеть... "

А, можно написать бумажку в двух ключах: as is - как оно на самом деле сейчас есть, и to be - как мы хотим, чтобы оно однажды стало.

2. Только после того как вы разобрались с "ценностями", можно говорить об "атрибутах", т.е. всех этих гимнах, бейсболках, конкурсах, тимбилдингах, цветах, символах и ритуалах. Что касается последних, мне очень нравится про кого-то когда-то вычитанная тема, что "ключевая ценность нашей компании - труд, и каждый новый сотрудник, включая топ-менеджмент, должен в свой первый рабочий день взять метлу и подмести во дворе".
Я не берусь оценивать, насколько там у них правда "труд" в почёте, - может, качественная имитация, - но, друзья мои, это хотя бы логично! "Труд" - "мести". Красивый понятный ритуал, что тут скажешь.

Соответственно, второй честный шаг - это написать на той же бумажке: наши ценности - такие-то, соответствующие им атрибуты - такие-то, - и тут вы сразу увидите, насколько всё это логично. Запросто на бумажке может быть написано "Наши ценности - роскошь, уникальность и респектабельность, наши атрибуты - копеечные шариковые ручки и футболки из вискозы", - не бьётся, да?

Атрибуты не могут быть сами по себе, они должны соответствовать ценностям, - и точка.
Именно поэтому второй пункт - второй, а первый - первый.

3. Но откуда вообще всё это в принципе взять, - ценности эти вот, атрибуты, - как их выбрать, "всё такое вкусное"...? Ответ на этот вопрос банален: в зависимости от того, где вы находитесь и куда вы хотите придти. Где вы там находитесь на модели жизненного цикла, какая там перед вами стоит задача, - выживание, борьба за рыночную долю, пережевывание и усваивание откушенного ранее бизнеса, пробуждение тока юной инновационной крови в одряхлевших бюрократических чрёслах...

Вообще, по-хорошему, третий пункт должен был бы быть нулевым.

Потому что всё, что делается в корпорации, имеет смысл не само по себе, а в контексте решения её выживальческих задач. Какие задачи - такие и ценности, какие ценности - такие и атрибуты.
Потому что есть компании, находящиеся вроде как в зоне активной рыночной экспансии, требующие от своих сейлзов двенадцати подвигов Геракла и всё такое, - а ценности и атрибуты беззубые, как в досуговом центре для пенсионеров. Помогают, к примеру, бездомным котикам, - какие, к лешему, котики, когда здесь по мессидж-логике нужно какой-нибудь агрессивный спорт спонсировать!

А в целом, "корпоративная культура" это, конечно, не только футболки, - это, скорее, про то, как у вас принято друг с другом договориваться, - устно, письменно, в поле "бизнес", в поле "личность". Это про то, как у вас решают конфликты. Это про то, как у вас ставят задачи, как контролируют, как относятся ко времени и к деньгам. И про то, насколько всё это помогает вам двигаться к цели. Всё это очень системные вещи, - их нужно в системе анализировать, их нужно в системе "лепить", - для этого есть, например, 7S-модель McKinsey, - ну это вы и без меня знаете. А чтобы сообщение моё было особенно доходчиво и наглядно, позвольте мне напоследок немного поёрничать и напомнить собравшимся, - да новые друзья-то и не читали, - что у меня была по этому поводу очаровательная стёбная миниатюрка, - в ней, в общем, вся природа того, что горе-менеджеры делают с корпоративными культурами, раскрыта полностью, - ну а мне пора пойти съесть пирожок.

Комментариев нет:

Отправить комментарий