пятница, 16 мая 2014 г.

Три истории про работу с информацией


...Дозвольте поделиться с вами тремя злободневными историями про работу с информацией, запоминание и тому подобные knowledge management "Хозяйке на заметку", а то все умничают - "обучаемость", "способность к работе с большим объёмом данных" и прочий пенопласт, - а что конкретно нужно делать, никто не скажет, - хорошо, что у вас есть я.

История ПЕРВАЯ. Про мужественных камчадалов.

Время от времени ко мне в обработку поступают новые региональные руководители. После нескольких часов ̶р̶а̶б̶о̶т̶ы̶ ̶л̶о̶б̶з̶и̶к̶о̶в̶о̶й̶ ̶п̶и̶л̶к̶о̶й̶ ̶п̶о̶ ̶м̶е̶т̶а̶л̶л̶у̶ разговоров о целеполагании и планировании, я задаю им вопрос - а учите ли вы, дружочек, регламенты? (Уточню: мы очень четко процессированы, и знание ключевых бизнес-процессов подразделения, оформленных графически в "Схеме", а текстово - в "Регламенте" очень помогает ответить на вопрос, есть ли жизнь после испытательного срока).

- Учу, Марина свет Михайловна, как не учить, - отвечают наши гости из Белогорска, Гурьевска или Вышнего Волочка.
- А как, как?... Как же вы, позвольте спросить, их учите? - возбуждаюсь.
- А читаю, - следует ожидаемый ответ в 98,5 процентах случаев.

...Ну мы же с вами понимаем, что просто "читать" - это мёртвому припарка. Нужно не "читать", и даже не "выделять самое важное маркером", а писать по регламенту маленький красивый конспектик!

... Сознание, - говорю я гостям из Любани и Зуевки, - как утверждает профессор Гиппенрейтер в первой главе учебника "Введение в психологию", работает по принципу увязывания менее крупных единиц информации в более крупные. Вы можете запомнить, к примеру, всего 20 беспорядочных, ничем друг с другом несвязанных, нот, не более, - но, соединив ноты в логичные и последовательные такты, вы запомните уже сто, а если такты складываются в фразы, пьесы, концерты, - так и пятьсот, и тысячу, и две!


(Вру, конечно, не говорю я им про Гиппенрейтер, - ну разве что самым морально устойчивым, из Козельска.)

...И, тем не менее, конечно же, 30 страниц текста понять и запомнить возможно, только если потреблять, созидая, т.е. принимать в одно ухо большую, подробную, распространённую фразу, а вынимать из другого концентрированный смысл. Логику. Символ. Стрелку.

- Рисуйте, ангельчик, - говорю я уланудинцам и витеблянам, - шпаргалку. Расчертите лист бумаги на четыре четверти с одной стороны и с другой, и запишите в него восемь регламентов. Да, 30 страниц - в одну четвертинку, - в том и смысл. Нет более эффективного способа заставить мозг отделять важное от неважного, чем поставить его перед простым практичным вопросом: стоит это квадратного сантиметра на ограниченной четвертинке?

К тому же, чтобы густо испещренная четвертинка оставалась читабельной, придется озадачиться построением структуры, - что красным, что подчеркнуто.

...Просто "читать" - это поднимать с полу и кровати вещи и снова их бросать. "Писать шпаргалку" - это поднимать вещи и раскладывать-развешивать их в шкаф, - летнее, зимнее, чистое, демисезонное.

История ВТОРАЯ. Про картотеку на пружинках.

Был у меня один знакомый консультант по широкому кругу управленческих вопросов, - стратегия голубого павиана, ну, вы знаете. Редкого усердия человек - всё, что читал полезного, записывал в большую красную тетрадку.

Выписки из ста популярных журналов - в тетрадке. Цитаты из Якокки, Мацусимы и Хакамады - в тетрадке. Книжку Година практически сплошь переписал.
Когда я первый раз взглянула в эту тетрадку, у меня заболели голова и рёберный хрящик: этим же невозможно пользоваться.
Ни одно из современных хранилищ информации, ввиду мегаобъемов оной, непригодно к использованию без качественной системы навигации.

Рубрикатора.

Мою правоту доказывает ещё и тот факт, что вышеупомянутый консультант всем, записанным в красную тетрадку, не пользуется. Его "кормильцы" - Кови да Коллинз, потому что в красной, - и в синей, и в зелёной, - тетрадях ничего невозможно найти.
(Я вот и как девочка подтвержаю: когда в шкафу всё набросано, всё время носишь одно и то же, - то, что сверху.)

Что нужно сделать?

Ввести структуру. Вёл бы досье по каждому своему кейсу и подклеивал бы свежие цитаты в связанное с ними по смыслу "Дело" - больше было бы толку, сразу "раскладывал" бы мудрости по контекстам.

Или записывал бы новые факты на карточки и сортировал бы их по форматно-отраслевым конвертам, а, получая кейс, открывал бы соответствующую "базу данных". Да или как я, в конце концов, - взял бы тетрадку не клеевую, а на пружинках, где можно листки вынимать, добавлять, группировать по-разному.

Я вот сейчас реальную картотеку по истории менеджмента буду делать, но это я через сколько тетрадок на пружинках доросла!

История ТРЕТЬЯ. Про per aspera ad astra.

Одна девочка ходила в группу иностранного языка, и там была очень хорошая, симпатичная, учительница.
Она писала на доске много новых слов и форм глаголов и как склоняются артикли.
И, написав, она говорила: можете переписать ИЛИ сфотографировать на телефон.
А это было, - с методической точки зрения, - очень неправильно.

Потому что "сфотографировать формы глагола" на телефон не означает "сделать знания своими".
И купить книжку "Справочник по тамильской грамматике" не означает "сделать знания своими".

Знания, которыми вы владеете, - это котлеты. А знания, которые вам дают другие, это филе.
Вы спросите, можно ли сделать котлеты, не пропустив филе через мясорубку головного мозга? Нет, нет и ещё раз нет, - ответим мы.

Порезать на небольшие кусочки. В жёрло мясорубки поскладывать. И ручку с натугой крутить-проворачивать. И чуть сверху поднадавливать, чтобы заползало хорошо.
Помять. Посолить. Поперчить. Маслица сливочного кусочек.
Слепить, поровнять, обвалять, обжарить, потомить.

Всё. Все знания, которые написаны в книжках и которые дали вам другие люди, - это сырое мясо.
Чтобы они были готовыми и их можно было есть, нужно работать на персональной головной мясорубке.

В конкретном случае с флексиями в партитиве учительница должна была бы порекомендовать следующее:

1) Переписать или сфотографировать на телефон,
2) Создать своей рукой маленькую красивую цветную табличку, - лучше размером со спичечную коробку, - говорю же, малые формы дисциплинируют,
3) Написать про это стихотворение, нарисовать про это декоративную графику, слепить про это пластилин,
4) Выучить это наизусть письменной рукой на время, т.е. "нарисовал цветную табличку - молодец, а теперь возьми чистую карточку и фломики и воспроизведи то же самое на скорость по секундомеру!"

Вот это прокрутка в мясорубке, вот это котлеты! ...Если бы, чтобы выучить язык, было бы достаточно купить про него книжку, ха!

МОРАЛЬ. Да а чё тут, понятно всё написала.

Комментариев нет:

Отправить комментарий