пятница, 16 мая 2014 г.

Бизнес-процессы на промасленной бумажке

...На самом деле, затронутая в комментах к предыдущему посту, тема "Да не парьте бизнес-процессами, не мешайте продавать!" - очень популярная, и я слышу её так часто, что, если бы мне за каждый раз давали Евро, я бы сейчас возлежала с чашечкой веджвудского фарфора в руках на постельке в "Георге Пятом", а не пакетик Липтона через верёвочку выжимала.

Когда такое говорят люди, чей функционал исчерпывается собственно продажами, - побегушками, коммуникацией, презентацией, - это, в общем, понятно. Я даже считаю, что им это простительно, поскольку по природе своей ритуально и невинно, как если бы два добродушных кабальеро сетовали бы на дурное правительство и высокие налоги за стаканчиком старой Риохи и мясистыми севильскими оливками.

...Но когда такое говорят руководители, этому следует решительно воспрепятствовать, и я, - в свойственной мне мягкой ироничной манере, - сейчас объясню, почему.

Жили-были люди. 


К примеру, - не будем изменять контексту, - в Таррагоне. Папенька подносил и чинил, маменька стряпала, дочь их старшая в комнатах убирала и стирала платье, младшая же сидела за конторкой. И называлось всё это предприятие "постоялый двор". 



Понимали все четверо друг друга с полувзгляда, - ну а как иначе, одна семья, - денежный поток из карманов в конторку, а из конторки на рынок был совершенно прозрачен. И продолжалось это много лет.
Пока маменька не запросилась на покой, - наняли чужую женщину, помоложе, - а та то мясо купит ненаваристое, то, напротив, переплатит зеленщику. Плохое питание стало и невыгодное. Написали ей бумажку, у кого что за сколько покупать, - оно и выправилось.

Потом младшая сестра замуж вышла, муж её стал ремонтом заниматься, - дом уж обветшал-то, - так то не тем постелит, то не этим покрасит, - папенька-то всё знал, чем он много лет красил и крыл.

Придумали такое: пусть ходит зять сначала к папеньке уточнять строительный план, потом к жене - сверить, так сказать, финансовые возможности. Потом переделали: сначала узнать у жены финансовые возможности, после - понять с папенькой, как их разумно реализовать.

Потом обнаружили, что больно людям нравится их скромное заведение гостиничного типа, защитили права на бренд "Привал у Гарсиа", - а тут и племянница в Жероне подросла, уже и замужем. Решили товарищи открыть, так сказать, филиал, - ну тут уж целую бумагу написали, что, как, где, у кого и когда. Племянница и Бенито ейный - они же вообще ничего этого не знают. А посетители уже пошли, надо хорошо всё делать и быстро.

Понимаете мысль? Бизнес-процессирование, - т.е. описание того, кто, что, как и когда делает и с каким результатом, - это единственно естественный этап в развитии любого предприятия. А развитие - единственная альтернатива стагнации, - или вверх, или вниз, или набок. Поэтому замасленная бумажка ли с расплывающимися буквами "Сыр у Мануэлы, мясо у Алонсо, да скажи, чтоб выбрал нежилистое!", схема ли контроллинга IT-системы, выполненная в Business Studio, - суть затеи остаётся очень простой и очень здоровой: чтобы бизнес мог расти и шириться, надо договориться, что и как будет работать, и нарисовать это на понятной бумажке.

Дальше частности.

Дальше сто неудачных историй о внедрении БП, - и это частный случай дурной реализации идеи, который не должен дискредитировать идею.

Дальше двести примеров нечитабельной нотации, - и это частный случай дурной реализации идеи, который не должен дискредитировать идею.

Дальше пятьсот коробок управленческой глупости, - и это частный случай дурной реализации идеи, который не должен дискредитировать идею.

...И руководители должны это понимать.

А всё хорошее, что возможно в бизнес-процессировании, - понимание, что читабельность важна; осознание, что бумага - носитель, но не догма; готовность отлаживать не только "жёсткие" технологии, но и густо промазывать всё процессирование "мягкими" управляемыми коммуникациями - формальными и неформальными, by the way; сохранение правильного фокуса о том, что БП направлены, прежде всего, на удовлетворение клиентов и снижение себестоимости за счет повышения целесообразности,
- вот всё это хорошее возможно, когда руководители разделяют и поддерживают позицию, изложенную выше: все "велосипеды" - там, где это полезно, остальное должно быть по заведённому порядку.

Всё.

PS. При написании этого поста вообще никто не пострадал.

Комментариев нет:

Отправить комментарий