воскресенье, 22 декабря 2013 г.

Public Speaking


У меня периодически просят совета, к̶а̶к̶у̶ю̶ ̶б̶ы̶ ̶т̶а̶к̶у̶ю̶ ̶в̶о̶л̶ш̶е̶б̶н̶у̶ю̶ ̶т̶а̶б̶л̶е̶т̶к̶у̶ ̶в̶ы̶п̶и̶т̶ь̶ что бы такое почитать, чтобы раз и навсегда стать прекрасным оратором, изумительным презентатором и вообще Повелителем Тьмы.
Я в таких вещах придерживаюсь традиционных средств: волчьих ягод, сушеных ящериц и написанного в 1957 году Дейлом Карнеги мануала под названием Public Speaking - "Как выработать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично".
На мой взгляд, всё, что было после этой книги, это в той или иной степени, перепев и отсебятина, потому что в ней есть все необходимые и достаточные советы, плюс, мотивирующие истории. А то, что они чуточку наивны, им вовсе не вредит, даже наоборот - ну очень трогательно!

Основные постулаты Public Speaking таковы:

1. ПЛАМЯ. Вам должно быть не пофиг то, о чём вы говорите, потому что, если вам пофиг, ничего не получится, что бы вы ни делали, и всё тут. Если внутри вас горит огонь, - чистое ли пламя любви и веры или багровая кайма карающего меча, - в вашем выступлении есть энергия, это "цепляет". Если вы равнодушны, ваша речь - сухая и невкусная. Эмоциональная вовлечённость: без этого нельзя.
Искренняя интонация - вот то, что придаёт силу самым простым словам.


2. ПРАКТИКА. Нужно очень много практиковаться. Набирать "часы налёта". Много разных выступлений на разные темы перед разными аудиториями. Другого способа научиться быть раскованным не существует.
А "быть раскованным" означает не бояться быть собой, не бояться говорить о своих чувствах, о своем опыте. Не бояться открываться и себя, - вот таким, беззащитно открытым, - любить. Если вы себя стесняетесь, то голос получается плоским, а жест неловким. То ли дело, когда вы собой любуетесь, наслаждаетесь говорением, жестикуляцией, "актёрством"!
Это то, что (в сумме с интересом к предмету) делает оратора обаятельным, а речь - выпуклой и естественной.

3. ПЛАН. Вам нужен план выступления. Речь должна быть хорошенькая, округлая и структурированная - вот голова, вот ушки, вот туловище, а вот и хвостик. Например, "показать что-то плохое" - "рассказать, что с этим делать" - "призвать к участию": понятная структура, которой легко следовать, а, значит, и сопереживать.

4. ГЛУБИНА. Выступлениям нужно давать зреть: заранее поместить мысль в себя, питать её, давая ей вырасти. Записывать мысли, фиксировать ощущения, менять декорации, катать слова на языке: так появляется "стереовзгляд" на вопрос.
Чтобы отобрать пять хороших мыслей, нужно сто мыслей.
Чтобы использовать три эффектные формулировки, нужно двести формулировок.
Чтобы раскрасить свою речь двумя сильными примерами, нужно продумать двадцать вариантов.
Без настойчивости и упорства преуспеть в этом деле не получится, как и в любом другом.

5. ПАМЯТЬ. Оратор, суетливо перебирающий карточки-подсказки или шелестящий конспектом, - слабая позиция. Говорить нужно на память – уверенно и свободно.
Не надо запоминать текст механически: это никогда не работает - вам же нужно не школьное оправдание "Я учии-иил!", а результат.
Поэтому стройте ассоциативные связи. Кодируйте последовательность тезисов картинками.
Запоминайте короткую и яркую цепочку слов в качестве мысленного конспекта.

6. ШИК. Нужно выглядеть и ощущать себя шикарным. Здесь не могу прямо-таки не процитировать: "...Я много раз замечал, что если оратор — мужчина в мешковатых брюках, бесформенном пиджаке... или если оратор — женщина с безвкусной переполненной чем-то сумкой и из-под ее юбки виднеется комбинация, — то, как я видел, слушатели испытывают столь же малое уважение к такому оратору, как он к самому себе. Возможно, они предполагают, что ум оратора столь же неряшлив, как и его прическа, так же не блещет, как и его нечищенная обувь..."
No comments.

7. БОГАТСТВО. Обогащайте язык, работайте со словарем, ищите неизбитые синонимы, создавайте свежие сравнения. Как этому научиться? Путь один, и он всё тот же: много читать, много думать, много писать.

8. ПРОСТОТА. Не умничайте зазря. Не поражайте фактами и цифрами без интерпретаций. Не щеголяйте своим знанием редких, непонятных публике, слов.
Стремитесь к стилю "один человек рассказывает другому интересную историю" - простому, яркому, очень эффективному.

Собственно говоря, всё.
Пятьдесят седьмой год.
Ничего не изменилось.

Комментариев нет:

Отправить комментарий