воскресенье, 22 декабря 2013 г.

Правила и творчество

Вопрос на самом деле очень интересный: правило vs. творчество. Следует ли соблюдать скучные правила или лучше заниматься интересным творчеством?
В моей картине мира по этому вопросу царит абсолютная ясность: безусловно, правила можно и нужно нарушать. Но кому?...

Людям, надевающим на себя случайные сомнительной красоты предметы, ставящим в своем облике припадочные цветовые кляксы и бормочущим что-то про то, что "правило про сумку и туфли одного цвета устарело" - ? Нет.
Людям, которые наотмашь комбинируют слова в предложения или, хуже того, стихи, создавая блюющих в синтаксических корчах уродцев, и заявляющих что "творчество допускает нарушение размера" - ? Нет.

Мне? Мне можно. И я, конечно, знаю, что "наотмашь" говорят про "бить", но никак не про "комбинировать".
И сумка у меня на завтра запланирована черная. А туфли - розовые. И это будет красиво и забавно, точно вам говорю.

С одеждой или языком, механизм совершенно одинаковый. К 2013 году нашей эры человечество накопило огромный опыт. В моде были Скьяп и Гальяно, Москино и Вествуд, Мосс и Дейн, Джейкобс и Винтур, Шуман и Каплан. В русском языке были Бродский и Саша Чёрный, Набоков и Пастернак, Высоцкий и Маяковский, Цветаева и Улицкая, Поляков и Довлатов. Каждый из них нарушал и интерпретировал правила, создавая Вселенные. Вселенные, а не уродцев, - см. выше, - и не для того, чтобы теперь тысячи "творческих" незнаек прятались за их грандиозные спины.

Каждый, кто желает однажды красиво нарушить правило, должен сначала стократно изучить само правило и правила, - прошу прощения за тавтологию, - употребления правила.
Потом он должен изучить опыт грандиозных нарушителей правил - изучить и осмыслить.
Потом он должен молиться, чтобы Господь дал ему талант.

(У меня, кстати, был один знакомый: архитектором стать хотел. Категорически не желал ни читать книги о том, что сделали "до него", ни листать альбомы, ни путешествовать, чтобы знакомиться с городской архитектурой. "Я же не изучать хочу, - пояснял, - а творить!"...
В юности такая дурость... ну ладно, хорошо, простительна. (На самом деле нет).
И - да нет, конечно, ничего он в итоге не натворил. Может натворит ещё, кто знает. 

(На самом деле нет).

Итак, правила нарушать можно только тому, кто их знает.
Тому, кто их понял и научился использовать точно, легко, непринужденно.

Только он способен, почувствовав в каждом правиле его прекрасное несовершенство, раздвинуть границы нежно и изящно - умелой рукой мужа, а не неловким движеньем мальчика.
Создать яркий гротеск, милую инверсию, ехидную реплику... проявить чувство юмора!... Вот оно, вот самое важное. Чувство. Юмора. Требующее легкости, свободы и уверенности. Невозможной у тех, для кого правило - как раз таки НЕсвобода, навязанная учебником русского языка или журналом Vogue; у тех, кто не понял логику правила, не знает истории эволюции правила, судит о правиле вне контекста его применения...

Ему нельзя, нет.
Потому что нарушать правила - это право.
И до него ещё нужно дорасти.

Комментариев нет:

Отправить комментарий