воскресенье, 22 декабря 2013 г.

Как получить хорошую работу


В последнее время мне приходится довольно часто беседовать с соискателями позиции корпоративного бизнес-тренера. Беседы эти, в основном, заканчиваются тем, что я расстроенно думаю "Чёрт знает что такое", а они, - как мне кажется, - думают "Вот же стерва!"

Хочу официально заявить: я не стерва. Я очень хорошая. Но опыт последних недель побудил меня "вспомнить всё" за все прошедшие годы, когда я нанимала секретарей, менеджеров проектов, sales-менеджеров, и записать несколько вещей, которые, если кто-то делал, а после моего поста перестанет, мне на небе автоматически дадут на один пончик больше.

ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ПОЛУЧИТЬ ХОРОШУЮ РАБОТУ

1. E-MAIL Завести нормальный e-mail. Уж сколько раз твердили миру, а всё равно в резюме встречаются cvetik2000@mail.ru и princess_petrova@list.ru. И ещё всякие "ша" - "Маша", "Ксюша"... ну что такое?

2. ВРЕМЯ Приходить, блин, вовремя. А если не получилось, то звонить. Никогда не забуду цифры эксперимента 2011 года: из 10 соискательниц на позицию офис-менеджера (т.е. человека, для которого пунктуальность очень важна) вовремя пришли 3. Из оставшихся 7 только 2 поняли о чем идет речь, услышав от меня "Что ж, свою первую ошибку вы уже совершили!" (хотя, может, немножко и стерва, но, с другой стороны, все они написали в резюме "Стрессоустойчивость")

3. ГОЛОС Говорить нормальным громким голосом. Ну о какой работе в офисе может идти речь, если вы что-то там себе под нос шепелявите?! (точно стерва)

4. РУБАШКА Быть нормально одетым. Тоже вот, мне просто неловко говорить такие очевидные вещи, но когда соискатель на управленческую позицию приходит в гавайской рубашке?! (о, напомните мне потом, расскажу совершенно потрясающую историю про бизнес и гавайские рубашки) И вообще: все любят красивых людей, даже если что-то там врут про "умных", поэтому будьте интеллигентно-шикарным.

5. АДЕКВАТ Быть психически адекватным. У меня была соискательница, которая сразу начала меня строить, и даже, когда я попыталась подкорректировать ход её рассуждений, остановила меня властным жестом и с нажимом произнесла что-то вроде "Спасибо, что дали мне закончить мою мысль!" (обалдела, что ли?)
Была девушка, которая принципиально отвечала вопросом на вопрос: "Что было самым интересным в вашей работе?" - "А почему вас это интересует?"
Ну и так далее.
Одни - пуганные, другие - агрессивные. Третьи льстят и заискивают так, что хочется спросить, почему тебя держат за идиота. За идиотку. Ну вот как так?

Гораздо реже приходят нормальные, готовые общаться на равных: они тебя не боятся, им с тобой комфортно, они ничего из себя не изображают, и вообще - им просто в принципе интересен интересный разговор с другим экспертом - как у вас? А у нас вот так... О, как здорово! - Да, ужасно интересно!

Такая тактика - самая правильная. Как и писал Ларри Кинг: "Никогда не следует забывать: ваши собеседники получат от разговора больше удовольствия, если увидят, что он доставляет удовольствие и вам независимо от того, считаете вы себя им ровней или нет".

6. СТРАШИЛКИ Не надо рассказывать страшилки. Мне не нужны вот эти честные причины смены/поиска работы, рассказы, что кто-то кого-то бросил, что кому-то срочно нужны деньги, что кто-то лежал в больнице, а перед этим менял фамилию и пол... Может быть, через неделю совместной работы я бы так вас полюбила, и мы бы включили такую третью скорость сближения, что до ночи сидели бы за мартини и я бы сама, затаив дыхание, торопила "А ты чё?... а он чё??... Да ты чёё!...."

Ну не на собеседовании же!... На собеседовании всем нужно что-то универсально-позитивное.

7. УНИКАЛЬНОСТЬ...Но не до потери уникальности. В вас очевидно есть что-то уникально удивительное, что делает вас вами: я, например, ехидная и любопытная, а кто-то уютный и опекающий, и какой нам смысл притворятся не теми, кто мы есть? Всегда видно человека, отвечающего на вопросы по какому-то стерильному подстрочнику. И это никому не нравится. Знаете, я же не пошутила про мартини, в конечном счете те, кто вас нанимают, думают не только о вашем профессионализме, опыте, работе, но и о том, хотят ли они, чтобы вы стали частью их социума. В конечном счете, вы нам просто нравитесь - или просто не нравитесь. Мы хотим видеть живого человека, который шутит, испытывает чувства, имеет мнения, расскажет нам историю...

8. ЭМОЦИИ ...А потому будьте живым. Улыбайтесь. Называйте нас по имени. Играйте голосом. Шутите. Кокетничайте. Получайте от ситуации удовольствие. Я по пальцам помню случаи, когда ко мне пришел нормальный, взрослый, но при этом тёплый человек. Такой же как я. Который не подменял свою сущность пластиком в форме "идеального соискателя". Всё всегда видно. Поэтому первым делом расслабьтесь. Если для этого нужно взять количеством, сходите на 50 собеседований. Вас перестанет трясти на 15-м. На 25-м вы начнете получать удовольствие от новых встреч с интересными людьми.

9. ЭКСПЕРТ Сейчас будет самый грустный пункт. Потому что самый неосуществимый. Но люди в последнее время перестали понимать значение слова "эксперт". Почему соискатели, отправляясь на собеседование, не задают себе вопроса: от меня ждут, что я буду разбираться В ЧЕМ?

Например, от sales-менеджера я жду, что он будет экспертом в продукте (с которым работал раньше), в рынке (своем предыдущем), в конкурентном окружении, в принципах управления продажами, в корпоративной коммуникации. Я задаю вопросы - а они ничего не знают. Общие слова по своим обязанностям сказать могут, но на этом всё.

Что же касается бизнес-тренеров, половину соискателей ставят в тупик вопросы о групповой динамике, интерактивных упражнениях, трудных участниках и так далее. Треть заявляет "Я веду тренинг по такой-то теме", но не может внятно ответить, кому и зачем он нужен.
Одна девица мне гордо говорит: я закончила курсы гештальтерапии! Спрашиваю кротко: а что само слово "гештальт"-то значит? Молчит, смеется.

Люди. Я всё понимаю, вы когда-то проплатили какие-то дипломы, ну можно в конце концов самому, по-настоящему, по книжкам разобраться с тем, что такое ваша профессия из себя представляет?!
Не, вот вы смеетесь, а я часто с болью смотрю в глаза соискателя и хочу задать ему только один вопрос: "Почему вы в принципе ищете работу бизнес-тренера, а не, например, косметолога?!"

10. ВОПРОСЫ Вот еще одна вещь, о которой только ленивый не писал: вопросы. Нужно задавать умные вопросы. Вопросы, которые вы задаете, это еще одна возможность для вас продать себя. Показать, что вы эксперт, что вы разбираетесь. Плюс, дать возможность противоположной стороне подать себя в наилучшем свете. Не задавайте вопросы, на которые нам будет неприятно отвечать, хвалите нас за ответы. Так и скажите: "да, я вас понял, система мотивации продавцов выглядит четко и понятно, это здорово! Для меня это было важно, потому что, по моему опыту, не только обучение влияет на результаты труда торгового персонала, важно, чтобы был системный подход, баланс между материальной и нематериальной мотивацией... хорошо, что у вас это есть!"

Трудно, да? Да, нужно учиться говорить людям вдумчивые искренние комплименты. От человека, который написал в резюме, что ведет тренинги по коммуникации, я имею полное право ждать, что он это умеет

В общем, всё. Так просто быть нормальным.

Комментариев нет:

Отправить комментарий