воскресенье, 22 декабря 2013 г.

Шесть шляп


Кстати, должна признать свою в прошлом ошибку (круто уметь такое делать, да?).
Вот есть замечательная цветная модель "Шесть шляп" - используется для того, чтобы участники мозгового штурма могли смотреть на вопрос из разных ролей, или даже, если вы решаете какую-то задачу один, чтобы вы могли "примерять" ту или иную "шляпу" и видеть вопрос по-разному. Звучит так:

Белая шляпа - объективность, объективность и ещё раз объективность: принимаем во внимание только факты.

Желтая шляпа - солнышко и прочий оптимизм, во всём видим только хорошее.


Черная шляпа - все будет плохо потому что и потому что, к тому же, мы все умрем.

Зеленая шляпа - а давайте как-нибудь покреативим! Как зачем? Ну круто же?

Красная шляпа - эмоции, эмоции и еще раз эмоции: мне нравится или мне не нравится, а почему, я не знаю.

Синяя шляпа - система, взаимосвязь, логика.

Понятно, что смысл модели - в поисках комплиментарности, т.е. стереовзгляда на проблему. Потому что если всё делать "чиста по-жёлтому", обанкротитесь вы примерно завтра, и если без конца гнать чернуху, в общем, тоже - сделать-то ничего так и не получится, всё очень опасно.
Постоянно креативить ради креатива - тоже не лучшая затея, и у каждого из нас есть вечная "синяя" зануда, которая логикой своей может свести с ума, но жить от этого сильно легче не становится.

А вот когда и так, и эдак, и на машинке крестиком - можно надеяться на сбалансированное решение. Ведь верно?

Вот я много лет не понимала, зачем нужна одна шляпа из шести.
Одного определенного цвета.
Никогда её не носила.
Ладно, не буду интриговать, просто скажу, что она красная.

Примерила в какой-то момент не всерьез, в качестве фигуры легкого эпатажа.
И вдруг увидела необыкновенное. Смысл красной шляпы в том, что она начисто срывает шаблон здравого смысла.

Нет, я по-прежнему считаю, что глобально в бизнесе шаблон здравого смысла срывают только идиоты, но в частных вопросах работает шикарно. "Нужно сделать вот так и так, потому что и потому что", - просчитывает здравый смысл.
"Спасибо, что-то не хочется!" - издевательски говорит вот это что-то внутреннее к р а с н о е, всё делает по-своему, и в конечном счете это оказывается единственно правильно и умно.

Случилось даже так: послушав к р а с н о е, я сделала вечером глупость, - написала пару экспрессивных писем, - мне просто так захотелось, - и ночью проснулась, дрожа от... Счастья!
Что я не стала делать как обычно, что я не стала писать РАЗУМНО.
Ночью, когда подсознание ненадолго садится на коленки к сознанию, стало совершенно очевидно, что это правильно.

А утром выяснилось, что это и было правильно, лучшее решение, и мое к р а с н о е запустило его с такой ювелирной точностью, с которой никогда бы не его не спроектировали мое белое, синее и чёрное.

Так что модель, - теперь без вопросов, - замечательная. Посмотрите на свои решения через её призму, и, теперь я знаю точно, больше всего новых возможностей содержит для вас то, что сейчас кажется вам самым странным. Первоисточники, интерпретации, методики - подскажет Яндекс!

Комментариев нет:

Отправить комментарий